Российский рынок приложений

Елена Короткова, независимый эксперт           

Являясь пятым крупнейшим рынком в мире по совокупному показателю загрузок для iOS и Google Play, Россия предлагает огромные возможности разработчикам, заинтересованным в расширении своего международного присутствия, — и в особенности издателям игр.

Лидирующим магазином приложений по количеству загрузок в России является Google Play.

Средний ежедневный совокупный показатель дохода iOS и Google Play в России возрос на 20 % в период с февраля по май 2015 г. Непрерывный рост означает для издателей возможность эффективной монетизации за счет большого количества загрузок. По монетизации лидерство сохраняется за iOS App Store.

Издателям игр, заинтересованным в выходе на российский рынок, следует помнить, особенно с точки зрения дохода, что явное предпочтение отдается стратегическим и ролевым играм.

Российские социальные сети переживают расцвет, создавая новые возможности для маркетологов приложений, отличающиеся от тех, которые обычно используются на международном рынке. Для российских издателей, занявших прочные позиции на внутреннем рынке, ключевыми зарубежными рынками все чаще становятся Бразилия, Мексика и Турция, в особенности по количеству загрузок из Google Play.

Игры, в частности градостроительные симуляторы, обусловили существенный рост доходов российских издателей в Германии и Великобритании.

Российский рынок продолжает демонстрировать высокие темпы роста по показателю загрузок, заняв 9-е место среди стремительно растущих рынков в абсолютном количестве загрузок за три месяца. По совокупному показателю дохода iOS App Store и Google Play Россия является двенадцатым по величине рынком в мире. По мере стабилизации российской экономики большое количество загрузок создает значительный потенциал для роста показателя дохода на этом рынке. Показатель загрузок для Google Play возрос примерно на 25 % по сравнению с прошлым годом

Совокупный показатель загрузок для iOS App Store и Google Play возрос по сравнению с предыдущим годом примерно на 15 % за период с марта по май 2015 г., что обусловлено ростом количества загрузок из Google Play. На динамику роста дохода в России оказали сильное влияние валютные корректировки в конце 2014 г. и начале 2015 г. Однако с февраля по май 2015 г. среднемесячный показатель затрат в день возрос более чем на 20 %.

В настоящее время Google Play в России демонстрирует примерно в 3,8 раза больше загрузок по сравнению с iOS App Store. Помимо этих основных магазинов, в показатель загрузок для устройств Android вносит свою лепту Yandex.Store.

Несмотря на некоторое отставание по количеству загрузок, доля iOS App Store в показателе дохода составила около 60 % за анализируемый период. Однако его преимущество на уровне 50 % по показателю дохода сократилось вследствие валютных корректировок в конце 2014 и начале 2015 г.

Россия уже предлагает огромные возможности издателям приложений и, как представляется, демонстрирует потенциал для дальнейшего роста в будущем.

По данным eMarketer уровень проникновения смартфонов на российском рынке должен достичь более 70 % в течение следующих трех лет, что эквивалентно почти 20 млн новых пользователей смартфонов.

В декабре 2013 г. на российском телекоммуникационном рынке была введена политика технологического нейтралитета с целью содействия развитию и распространению сетей мобильного интернета 3G и 4G. В результате условия продлеваемых или выдаваемых лицензий теперь обязывают операторов предоставлять услуги мобильного интернета во всех населенных пунктах с населением свыше 10 000 человек. Это может стимулировать значительный рост уровня проникновения мобильного интернета. Если экономическая стабильность сохранится, то вполне вероятно, что рост рынка приложений ускорится.

Ввиду нынешней конъюнктуры рынка и потенциала для будущего развития, Россия предлагает отличные возможности для роста или расширения международного присутствия.

Около 50 % загрузок в России за три месяца были сделаны в категории «Игры». За тот же период на категорию «Игры» пришлось почти 75 % доходов по совокупному показателю для Google Play и iOS. Только в Google Play доля категории «Игры» составляет около 90 % в доходе. На мировом рынке на категорию «Игры» за тот же период пришлось около 40 % загрузок и 80 % дохода.

Игры подкатегории «Стратегии» в России составляют огромную часть дохода в Google Play. Несмотря на то, что доля таких игр в доходе растет во всем мире, это мизерный рост по сравнению с Россией. В Google Play игры Game of War – Fire Age и Clash of Kings стали лидерами по показателю дохода в России за этот период. Подкатегория «Ролевые игры» с большим отрывом занимает второе место в Google Play по показателю дохода в России. Подкатегории «Стратегии» и «Ролевые игры» также лидируют по показателю дохода для iOS в России.

 

Доход по категории «Социальные сети» в iOS вырос почти на 20 % по сравнению с прошлым годом. Категория «Социальные сети» следующей после «Игры» доминирует в доходе iOS. Лидером в ней стало приложение OK.RU (Одноклассники), за которым следует несколько приложений знакомств и приложение для отправки мгновенных сообщений Viber. Категория «Социальные сети» также лидировала по загрузкам в прошлом году.

Категория «Развлечения» была на втором месте по показателю дохода в iOS в России год назад, однако в этом году приходящаяся на нее доля в доходе уменьшилась. Несмотря на то, что доля категорий «Спорт» и «Здоровье и фитнес» в доходе по-прежнему невелика, они значительно вырвались вперед в iOS среди неигровых категорий по сравнению с прошлым годом.

На категорию «Игры» приходится большая часть дохода в магазинах приложений в России, что совпадает с тенденциями на других рынках приложений в мире. Подкатегории «Стратегии» и «Ролевые игры» на российском рынке занимают особо прочные позиции, тогда как на казуальные игры и головоломки приходится меньшая доля дохода, чем в остальном мире.

Доля загрузок в категории «Игры» в России выше, чем в остальном мире, однако уровень непосредственной монетизации в магазинах приложений не настолько высок. Таким образом, особенно важными факторами успеха на российском рынке являются учет предпочтений в игровых жанрах и эффективная локализация.

В России отмечается бум приложений крупных социальных сетей, и лидируют здесь ВКонтакте и OK.RU от Mail.Ru Group. Социальные сети стали площадкой для распространения мобильного контента с огромной аудиторией, так же, как в Facebook появились новости и видеоролики. Учитывая сокращение доли категории «Развлечения» в доходе, взлет социальных сетей станет одной из ключевых областей, представляющих интерес для контент-провайдеров и конкурирующих платформ.

На российском рынке мобильных игр доминируют международные разработчики, многие из которых также занимают достойные места в общемировых чартах игр. В чартах доходов появилось несколько разработчиков из Китая, которые подогрели увлечение российских игроков стратегиями и ролевыми играми, включая Clash of Kings, Age of Warring Empire, Castle Clash и Heroes Charge.

Прочный успех Facebook и Google в мировых чартах загрузок не столь очевиден в России, где они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны Mail.Ru Group и Яндекс. Российские лидеры предлагают местную альтернативу основным социальным, поисковым, почтовым и другим ключевым сервисам американских мобильных гигантов. В чартах доходов также доминируют российские разработчики, предлагающие местный медиа-контент, среди которых особенно выделяются ЛитРес (книги) и Ivi.ru (видео).

Высокие показатели международных издателей игр указывают на то, что Россия является перспективным рынком с точки зрения расширения международного присутствия. Издателям, заинтересованным в монетизации непосредственно через магазины приложений, необходимо учитывать местные предпочтения в пользу ролевых игр и стратегий.

Для издателей неигровых приложений ключевым фактором является местный контент, поэтому зарубежным издателям рекомендуется искать партнеров среди местных компаний. В десятке крупнейших неигровых компаний по показателю дохода только две не являются российскими — при этом Badoo была основана русским предпринимателем, а один из соучредителей Viber, приобретенного Rakuten, также российского происхождения.

Издателям, заинтересованным в рекламе приложений на российском рынке, стоит обратить особое внимание на социальные сети, поскольку аудитория западных социальных сетей существенно меньше. Успешные российские компании уже начали предлагать альтернативные варианты маркетологам приложений. Например, ВКонтакте в конце 2014 г. запустила сервис рекламы установки приложений.

В России зарубежные издатели игр пользуются большим успехом, чем издатели неигровых приложений. Аналогична ситуация и для мирового сообщества: российские игры оказались более успешными.

ZeptoLab со своей недавно выпущенной игрой King of Thieves и успешной франшизой Cut the Rope лидирует по загрузкам. Social Quantum со своим хитом Megapolis обошел всех зарубежных издателей по доходам.

США являются единственным крупнейшим рынком по загрузкам российских приложений, однако растущие рынки, на которых доминируют Google Play, включая Бразилию, Мексику и Турцию, также становятся ключевыми для российских издателей. Украина также представляет собой важный рынок для для российских компаний, в основном за счет сильного влияния Яндекс и Mail.Ru Group на рынках приложений в странах СНГ.

США стали крупнейшим рынком получения дохода для российских издателей. Однако на втором месте по этому показателю оказалась Германия, которая опередила более крупные рынки, включая Великобританию, Китай, Японию и Южную Корею.

На рынки СНГ пришлась значительная доля загрузок для ведущих игроков в российской экономике приложений, таких как Яндекс и Mail.Ru Group. Социальные сети ВКонтакте и OK.RU от Mail.Ru Group лидируют по загрузкам в Украине, как и приложения Яндекс для навигации. За пределами СНГ наибольшая доля зарубежных загрузок для российских издателей пришлась на игры.

Ключевые растущие рынки, такие как Бразилия, Мексика и Турция, составляют существенную долю в загрузках приложений российских издателей. По количеству загрузок на этих рынках доминирует Google Play, который стал существенным источником загрузок для независимых издателей в России.

Более уверенные игроки на международном рынке приложений, такие как Zeptolab и Nekki, обошли по доле зарубежных загрузок из iOS независимых издателей, как и по вкладу устоявшихся рынков, таких как США, Великобритания и Китай.

Несмотря на то, что крупнейшим источником зарубежного дохода российских издателей стали США, существенный вклад в непосредственную монетизацию в магазинах приложений внесли Германия и Великобритания. Градостроительные симуляторы Megapolis от Social Quantum и Township от Playrix стали лидерами по доходам на обоих европейских рынках.

 

Похожие записи