Исследование рынка мобильной связи: направление 3. Сообщения. Как быть сервис-провайдеру?

Рик Кроу (Rich Crowe), директор Alcatel-Lucent по глобальному маркетингу IP-платформ

С тех пор, как в 1992 г. было отправлено первое текстовое сообщение, этот вид связи проделал немалый путь. Сейчас в мире ежедневно отправляется около 20 млрд. СМС-текстов. Впечатляет, не правда ли? Однако в последние несколько лет использование службы мобильных сообщений (СМС) идет на убыль. Но не потому, что люди стали меньше общаться, а потому, что они стали больше пользоваться такими приложениями для мгновенной передачи сообщений, как WhatsApp, Google Hangouts™, LINE, Skype™ и Facebook Messenger.

В середине 2013 г. агентство Deloitte заявило, что к концу 2014 г. по сетям мобильной связи ежедневно будет передаваться около 50 млрд. мгновенных сообщений, что больше чем вдвое превысит количество СМС. Для операторов связи это немалая потеря СМС-выручки.

Поэтому,  когда вначале 2015 г. мы стали  исследовать  рынок  мобильной связи, в котором приняли участие более 5500 владельцев смартфонов в США, Великобритании, Японии и Бразилии, мы спросили, какими приложениями для передачи сообщений или мессенджерами они пользуются, по каким критериям их выбирают и как на это может отреагировать их оператор, учитывая тот факт, что большинство сторонних (OTT) мессенджеров могут также осуществлять голосовые и видеовызовы.

Состав группы лидирующих приложений не стал неожиданностью, но вот их порядок в разных странах оказался разным. В США и Великобритании первое место по популярности заняло приложение Facebook Messenger, за которым следовали WhatsApp, Skype и Google Hangouts. В Японии лидировало приложение LINE, опередив Facebook Messenger и Skype. В Бразилии первое место досталось приложению WhatsApp. Все перечисленные приложения бесплатны и пользуются большой популярностью.

Как подтвердили наши респонденты, бесплатность и популярность идут рука об руку. Главными причинами, побуждавшими выбрать тот или иной мессенджер, были его бесплатность и то, что им пользовались знакомые респондентов. Самым серьезным препятствием к использованию того или иного мессенджера была необходимость платить за него даже символическую цену.

Итак, чтобы приложению стать популярным, оно должно быть бесплатным. А вытеснить его, когда оно стало популярным, — задача непростая. Вот почему успех мессенджеров определяется по числу активных пользователей за месяц (monthly active users, MAU). Так, в апреле текущего года мессенджер WhatsApp использовали 800 миллионов человек.

Потеря СМС-выручки бьет оператора по карману здесь и сейчас, но есть и долгосрочная проблема: приложения для передачи сообщений постепенно превращаются в платформы для разнообразных услуг, включая и мобильную телефонную связь.

Могут ли операторы извлечь из сложившейся ситуации какую-либо пользу? Наше исследование заставляет думать, что да. Оказывается, большинство пользователей смартфонов осознают, что эти сервисы не так уж и бесплатны — все отражается на счетах за передачу данных. На сообщения это влияет не так сильно, но для совершения голосовых и видеозвонков пользователи предпочитают оказаться в зоне действия Wi-Fi.

Полученные результаты говорят о том, что у операторов есть интересная перспектива запустить под своим брендом интегрированное приложение передачи видео, голоса и текстов. Оно позволит им занять долю рынка, отделив услуги связи от мобильных телефонов и распространив их как на различные устройства, так и на новые рынки.

У провайдеров есть возможность простимулировать пользователей к возвращению, предложив креативные тарифные планы, в которых обмен контентом плюс голосовые и видеовызовы в сети LTE будут стоить дешевле. Также они могут использовать выгодное отличие от сторонних приложений благодаря интеграции коммуникационных сервисов для всех потребительских устройств и подключенных объектов (таких, например, как автомобили), а не только для смартфонов.

И все же понятно, что операторы оказались в роли догоняющих, ибо у них нет столько активных пользователей. Интегрированный подход — хорошее начало, но критичным станет простой, эргономичный интерфейс. Кроме того, чтобы переиграть сторонних провайдеров на их поле, провайдерам нужно будет устанавливать привлекательные цены. И тогда, с большим количеством аудио- и видеосервисов лучшего качества, при бесшовной интеграции с другими потребительскими устройствами и при наличии инновационных тарифных планов операторы смогут убедить потребителей не только подключаться к их сетям, но и добавлять к ним дополнительные устройства.

Данное исследование по услугам вызовов и передачи текстовых сообщений было опубликовано в качестве третьей части (Opportunity Three) нашего исследования рынка мобильной связи «5504 пользователя смартфонов не могут ошибаться» (5504 Smartphone Consumers Can’t Be Wrong). В результате исследования было выделено семь направлений развития новых мобильных услуг, для каждого из которых публикуется самостоятельный отчет. Использовать упомянутые возможности мобильной связи сервис-провайдерам поможет платформа Alcatel-Lucent Rapport™.

Похожие записи