Частоты — деньги — частоты

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

СМИ сообщают об очередном революционном изменении, которое готовит телекому новый закон «О связи»: операторы получат возможность распоряжаться частотами как товаром и перепродавать их. Это должно оптимизировать распределение частот, однако государство должно обеспечить условия для недопущения спекуляций.

«Ведомости» пишут об очередной законодательной новации: замминистра связи Денис Свердлов рассказал о том, что новый закон «О связи» положит начало обороту радиочастот в России. Таким образом, операторы получат возможность использовать одни и те же частоты совместно, обменивать и продавать их друг другу. Также, как пишут «Ведомости», изменится и способ распределения частот: до этого они преимущественно распределялись посредством конкурсов, но в дальнейшем они будут распределяться только на денежных аукционах. Сообщается и о том, что применение принципа технологической нейтральности операторами также будет платным: сменить предписанную условиями конкурса на лицензию технологию связи оператор сможет при уплате определенный суммы в бюджет. Наконец, министерство не намерено отказываться от условий по срокам строительства и географическому охвату сетей, а также от качества связи в них.

На мой взгляд, инициативы вполне логичны, однако они могут принести пользу лишь при соблюдении ряда условий, самое важное из которых — недопущение спекуляции частотами. Ранее хорошей возможностью для предотвращения такой практики было установление требований к компаниям-участникам, однако они становились причиной для обвинения государства в фаворитизме определенным компаниям. Теперь же для предотвращения такой практики Роскомнадзору следует продолжить практику установления требований по срокам и географии строительства сетей. Получать частоты по-прежнему должны лишь компании, которые намерены их реально использовать.

Не менее активной должна быть роль ФАС: потенциально появление оборота частот может увеличить концентрацию рынка за счет заключения соглашений о совместном использовании частот между отдельными операторами: это даст им конкурентное преимущество за счет более широких полос.

Потенциально новации закона могут поддержать операторов, которые в настоящий момент не имеют доступа к частотам для 3G и 4G: прежде всего это Tele2. В принципе это возможно: есть и свободные частоты (например, «Ведомости» писали о полосе 2010-2025 МГц, в которой операторы «Большой тройки» получили по 5 МГц на конкурсах 3G в 2007 году), и операторы, которым эти частоты бы пригодились. Однако едва ли операторы «Большой тройки» охотно пойдут на продажу этого частотного диапазона, несмотря на то, что сетей в нем нет до сих пор: никому не нужен конкурент.

Применить новые принципы закона касательно распределения частотного ресурса на практике, вероятно, будет возможно лишь при внедрении технологий связи очередного, пятого поколения — но даже его концепции еще не определены, не говоря уже о возможных сроках его внедрения.

А вот технологическая нейтральность действительно позволила бы решить значительную часть проблем: одним из факторов, которые сдерживают внедрение в России перспективных технологий связи является несоответствие частотных диапазонов, на которых строятся соответствующие сети, таковым в других странах, прежде всего, в США, на рынок которых в первую очередь ориентируются все вендоры. Последние в дальнейшем выпускают версии своих устройств, адаптированные под конкретные рынки; кроме того, такая проблема практически не стоит в случае с USB-модемами. Однако, как показывает практика, временной лаг реально существует: несмотря на то, что в России уже несколько месяцев работают сети LTE, на рынке практически не представлены подходящие для них смартфоны и планшетные устройства.

Другая угроза для операторов — это возможность увеличения цены лицензий за счет порядка их розыгрыша на аукционе: в конкурсах операторы соревнуются по иным, неценовым параметрам, и стоимость лицензии остается неизменной; по новым же правилам, весьма вероятно, что количество претендентов может стать больше количества лицензий, что обусловит рост стоимости и, соответственно, капзатрат.

Впрочем, в действии новый закон мы увидим нескоро: до этого многое может измениться в телекоммуникационном секторе. Пока же, напомню, рекомендация Инвесткафе по бумагам российских телекомов — «держать», и «покупать» — по Ростелекому.

Целевая цена по акциям МТС — 276,28 руб., по ADS Vimpelcom Ltd — $13,13, по акциям Мегафона — 732 руб., по обыкновенным акциям Ростелекома — 149,58 руб.

Похожие записи