Исследовательская группа Markswebb глубинно проанализировала российские экосистемные приложения и выделила устоявшиеся и новые тенденции их развития.
Согласно результатам, компании все чаще смещают фокус с расширения функциональности на совершенствование пользовательских сценариев с акцентом на вовлеченность, персонализацию и удобство цифрового взаимодействия.
Среди устойчивых трендов — внедрение геймификации. Несмотря на то, что концепция не новая, массовое использование растет, стимулируя регулярное взаимодействие пользователей с сервисами. Яркий пример: игровые проекты Plus City и Plus Daily от Яндекса.
Еще одна устоявшаяся практика — органическое привлечение новых пользователей через подписки. Пример Т-Банка показывает, что передача подписок не только расширяет аудиторию, но и повышает интерес к премиальному функционалу.
Также ключевым направлением остается роль искусственного интеллекта. Инструменты вроде ассистента Салют от Сбера обеспечивают интуитивное и быстрое выполнение повседневных задач, таких как оплата счетов или управление умным домом, существенно экономя время пользователей.
Новой тенденцией можно считать углубленное развитие базовых сценариев. Компании улучшают информирование о бонусах и расширяют финансовые инструменты, делая их прозрачнее. Параллельно усиливается продвижение партнерских сервисов, развивается перекрестная интеграция продуктов, возрастает уровень персонализации.
На этом фоне заметно замедление в развитии зрелых направлений. Управление подписками и бонусами практически не меняется, интерфейсы остаются базовыми, а ключевые функции, такие как настройка оплаты или распоряжение баллами, все еще недоступны. Это указывает на неравномерность роста и необходимость доработки текущих решений.
«Несмотря на усилия по улучшению коммуникации, рынок пока делает акцент лишь на верхнем уровне информирования, оставляя за рамками полноценный пользовательский контроль. Чтобы повысить лояльность и вовлеченность, владельцем экосистем важно дать клиентам полноценные инструменты для управления своими данными и преимуществами», — комментирует сооснователь и генеральный директор Markswebb Алексей Скобелев.
О компании
Markswebb — исследовательское и консалтинговое агентство, специализирующееся на клиентском опыте. С 2010 года агентство помогает крупнейшим компаниям России и СНГ создавать цифровые продукты, которые выгодны пользователям и бизнесу.
Каждый год Markswebb проводит серию независимых UX-исследований, охватывающих ключевые цифровые сервисы: мобильные и интернет-банки для розницы и бизнеса, чат-боты, инвестиционные и страховые сервисы. Это отраслевые бенчмарки, которые помогают отслеживать изменения на рынке, определять лучшие практики и находить новые решения пользовательских задач. Для каждого исследования используется уникальная система оценки, состоящая из 700+ бинарных критериев.
Помимо инициативных исследований, агентство реализует индивидуальные проекты: изучает пользовательский опыт и поведение, проводит конкурентный анализ, исследует лучшие практики в России и за рубежом, проектирует CJM и разрабатывает стратегии цифровой трансформации.