От цифровизации автопарка к ситуационным центрам на транспорте

МОНТРАНС оценил тренды транспортной телематики до 2023 года

Для любой отрасли важно понимание — куда идет рынок, что на нем может «выстрелить», а что — кануть в лету. Как говорили в Римской империи: «Solum debilis mori debent — «Только слабые должны умирать».

Мы попробовали сделать прогноз трендов рынка телематики на ближайшие три года. Не на пять, не на семь, а на три, поскольку рынок высоких технологий очень быстро развивается.

Прогноз: стабильность и тишина. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» получит дальнейшее продолжение в виде проектов развития российского интернета. На территории страны будут развертываться центры обработки и хранения данных.

Кроме того, технологии блокчейн (от англ. blockchain, — непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию) будут интегрироваться в каждый процесс.

В розничном секторе помимо «ЯНДЕКС» и «Ситимобил» появится третий крупный агрегатор. Им должен был стать «UBER», но не стал. Активно будут тестироваться модели шеринг-сервисов. От аренды инструмента до сдачи квартир и офисов в субаренду. Наступит момент возврата инвестиций для крупных операторов, обновятся парки, ужесточатся условия пользования. Сервисы шеринга шагнут в малые города. В сегменте сервисов курьерской доставки также определятся основные игроки. Цены на топливо могут за три года вырасти до 60 рублей за литр 92-го бензина.

Что касается рынка транспортной телематики, то, по мнению руководителя Аналитического центра MONTRANS — Дмитрия Журавлева, рынок будет приветствовать кастомизированные решения и сложные проекты. Оборудование становится беспроводным и легким в настройке. Монтаж телематики устремится в разряд простых операций посредством развития технологий настройки через Bluetooth и устройств на Android.

Начнется переход от компаний, специализирующихся на монтаже оборудования, к компаниям, предлагающим сложные решения и написание интерфейса. В частности, на это нацелены механизмы Flespi и Montrans.

Новую эру откроет видеомониторинг. Если производители телематического оборудования (Omnicomm, GalileoSky, TechnoCom) идут от устройств телематики к вершине горы (телемониторинг), то китайские производители, наоборот, кубарем спускаются оттуда. Конкуренция их выдавливает из тепличных условий стационарного наблюдения в мир автомобилей и анализа биометрии. Технологии у VSS (от англ. — Video Surveillance System — система видео наблюдения) более развитые, а возможности оборудования уже сейчас выше.

Мир из 2000-х годов с черными ящиками идет к видеомониторингу 2020-х по той же цене: по тысяче долларов за штуку. Поэтому, на рынке российского «железа» для производителей телематики ничего хорошего не ожидается.

«Платформы «ЭРА ГЛОНАСС» и «ПЛАТОН» получат второе дыхание в 2020 году, поскольку число транспортных средств, подключенных к «ЭРА ГЛОНАСС» достигнет 10% от парка ТС в России. А к «ПЛАТОН» начнут подключать и другие отрасли, требующие внимания со стороны государства: переработка мусора, медицина, продуктовый ритейл. Возьмет старт развитие системы весогабаритного контроля и ГАИС «ЭРА ГЛОНАСС» для опасных грузов и пассажирских перевозок. Снова не обойдется без волнений дальнобойщиков. Государство научится извлекать доходы из оперативного получения информации. Усилится контроль за налогоплательщиками. Оснащение телематикой корпоративных клиентов дойдет до уровня 90%. Большая часть из них будет и дальше развивать собственные серверы (о проблемах такого подхода мы писали ранее), остальные начнут использовать решения по мониторингу от крупных игроков телематики» — поделился Дмитрий Журавлев.

«Что бы не происходило сегодня за окном, одно я знаю точно: цена бензина будет расти на 10-12% в год, — уверен Петр Шкуматов, партнер АНО «Экспертный центр «Контроль АЗС». — Цена контрольных устройств для бизнеса уже на нижней планке. Кто еще не пользуется мониторингом на транспорте, выглядят как вымирающие мамонты. Водитель наконец-то  получит заслуженное внимание. Ведь в мире, где с топливом уже ничего не получится «провернуть», возрастет цена профессионализма. Зарплаты вырастут. Хороший водитель снова войдет в моду. Наконец-то все начнут думать о безопасности перевозок и состоянии водителя. Системы контроля засыпания и алкозамки начнут завоевывать рынок. Актуальными будут мобильные приложения для водителей с оценкой качества и количества топлива, заправляемого на АЗС».

Игорь Бойко, коммерческий директор UMT (Киев, Украина), говорит: «Большинство b2b бизнесов (особенно крупных) пропагандируют такую культуру, где не принято благодарить исполнителя за хорошо проделанную работу. Вместо этого делается акцент на недостатках. Классическая модель «выиграл-проиграл». Часто это связано с нахождением покупателя в более сильной или доминирующей позиции по отношению к партнерам — поставщикам. В итоге все проигрывают. Конечно, это честь, работать с крупным и именитым клиентом, но когда одна сторона постоянно в проигрыше, это не даёт заказчику возможности долго получать качественный сервис или продукт. Как следствие — подобное сотрудничество не приносит прибыли ни одной из сторон. Такой подход ещё называют игрой с нулевой суммой. Требования заказчика к повышению качества сервиса — это хорошо. Поэтому останутся на рынке услуг только компании, работающие по принципу «выиграл-выиграл» вдолгую. Хотя некоторые бизнес-модели позволяют пожертвовать чем-то в краткосрочной перспективе, чтобы в долгосрочной быть в выигрыше. И чем дешевле будут компоненты таких решений, тем больше мы увидим моделей долгосрочной аренды».

«Несомненно, решения станут сложнее и насыщеннее. Мы работаем над этим, – считает генеральный директор ГК MONTRANS — Евгений Максаев. — Российский сегмент отличается от мирового своей нацеленностью на топливо и пробег, но очень быстро начинает приобретать тенденции общемирового масштаба:  повышение эффективности работы транспорта, загрузка техники и безаварийность движения. Мониторинг уходит из корпоративного сектора в массы. Типовое устройство уже выполняет роль микрокомпьютера на борту, оценивает ситуацию, хранит ее и отправляет уведомления по заданным параметрам. От онлайн мониторинга все больше компаний переходит к ситуационным центрам и к работе с аналитическими отчетами. В частности, наши клиенты уже перешли от оценки текущего состояния систем мониторинга транспорта на предприятии к исследованиям бизнес-процессов и к повышению технической оснащенности. У нас на этом направлении сосредоточена отдельная команда аналитиков, которые проводят замеры и стоимостной расчет ТКП по сложным объектам: емкости, АТЗ, ТРК, речные суда, мини-заводы. Мониторинг транспорта перешел в новую фазу: оперативный контроль техпроцессов небольших предприятий».

«В настоящее время видятся следующие перспективы: АСН медленно, но верно форматируются в многофункциональные устройства (МФУ). МФУ, в свою очередь, возьмёт на себя функции бортового устройства «Платон» и тахографа, — говорит член правления некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» Максим Сухомлинов. — В перспективе по данным МФУ будет осуществляться государственный контроль соблюдения правил дорожного движения в режиме «онлайн». И, как следствие, будут возбуждаться дела по фактам административных правонарушений, зафиксированных с помощью МФУ. Тахографы же останутся исключительно в международных автомобильных перевозках  грузов и пассажиров. Судьба карт для тахографа сложно прогнозируема.  По логике, функцию тахографической карты водителя должен заменить электронный паспорт гражданина».

Директор по развитию ГК MONTRANS — Станислав Емельянов, подчеркивает:  «Мы считаем, что рынок будет переваривать законодательные изменения последних лет. В частности, дополнительную работу получат организации, осуществляющие мероприятия по категорированию транспортных средств, по оценке уязвимости ТС и ОТИ в соответствии с Приказом Министерства Транспорта РФ от 23 июня 2014 года № 196, по составлению планов обеспечения транспортной безопасности и  установке аппаратуры спутниковой навигации АСН «ЭРА ГЛОНАСС» на транспорте категории М2, М3 в соответствие с Постановлением Правительства России №153 от 13.02.2018 года,  а также установку видеонаблюдения на транспорте категории М2, М3 в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 года».

«Сегодня практически нет ни одного транспортного сегмента, где не применялись бы телематические технологии, — считает Федор Клопотовский, директор департамента продаж АО «ГЛОНАСС». — Грузовой транспорт и сельскохозяйственная техника, школьные автобусы и машины скорой помощи, коммунальная техника и железнодорожные вагоны — это далеко не полный перечень категорий транспорта, где работают устройства, подключенные к автоматизированной системе мониторинга объектов на базе государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (АСМ ЭРА). Мы, как оператор государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», движемся от задач обеспечения спасения человека при ДТП к реализации задач обеспечения безопасности транспортной отрасли в целом. При этом выходим за ее рамки. Решения на базе технологий АО «ГЛОНАСС» применяются в экологии, ЖКХ, здравоохранении, сфере туризма. Есть у нас ряд проектов, направленных на развитие регионов, на обеспечение безопасности людей при чрезвычайных ситуациях. На наш взгляд, рынок движется в направлении создания комплексных систем. Например, уже сегодня наша система автоматического выявления и управления инцидентами при перевозках пассажиров и грузов позволяет осуществлять контроль состояния водителя, контроль полосы движения, контроль состояния перевозимого груза и целостности грузового отсека. И в случае инцидентов есть возможность автоматически информировать руководство и подразделения служб экстренного реагирования. Мы продолжаем работать над расширением функциональных возможностей решений, реализуемых на основе нашей системы».

Начальник установочного центра ГК MONTRANS  Игорь Ершов поясняет: «С точки зрения инженера, ничего не изменится. Большая часть техники заказчиков недоступна для монтажа на сборочных конвейерах и находится в активной эксплуатации, поэтому только переход на беспроводные технологии будет наиболее полезен. При росте числа подключаемых датчиков вырастет объем работы на каждом объекте, поэтому квалификация персонала будет иметь первостепенное значение. На текущий момент мы активно прививаем инженерам мобильное приложение для оперативного закрытия актов, автоматического изменения статусов заявок. Осваиваем и улучшаем SLA. В зависимости от требований компаний  приступаем к восстановлению или новому монтажу оборудования в течение 12-24 часов с момента регистрации заявки. Приводим в соответствие оборудование по ключевым критериям: время работы двигателя, время полезной работы/нагрузки, пробеги, объемы заправок и потребляемого топлива. В тренде сейчас установка комплексов видеомониторинга и датчиков работы механизмов, настройка дисплеев отображения для водителей с карточками RFID, что требует работы сразу двух сотрудников: инженера в поле и технической поддержки в офисе. А установка автоматизированных комплексов учета топлива на АТЗ и ТРК может занимать от одного до четырех дней, поскольку везде проводится тарировка».

«Наши требования и интересы теперь распространяются на всю линейку возможностей оборудования мониторинга транспорта, — говорит руководитель департамента транспорта «Газстройпром» Олег Яковлев. — Предстоит большой объем работы по организации АРМ диспетчеров от обучения персонала и изменению должностных инструкций, до установки терминалов путевых листов и ввода данных по водителям. Наиболее востребованные услуги для нас это настройка отчета «топливный баланс» (сквозной учет топлива) и подгрузка данных по штрафам ГИБДД в модуль безопасного вождения. Настройка отображения в программах 1С «Логистика TMS».

Управляющий партнёр «Аналитикс Групп» — Владимир Лазарев подчеркивает: «В 2018 году, по информации исследования IDC и Seagate Technology, объем мировых данных составил 33 зеттабайта и в ближайшие 5 лет  эта цифра увеличится в 3-4 раза. Это результат повсеместного распространения интернета, вовлечение в IT всё большего количества процессов, развития технологий для фиксации и управления изменениями. Это приводит к переосмыслению принципов и инструментов работы с данными. Предприятия стремятся использовать данные для принятия более взвешенных управленческих решений. Данные из внутренних источников (1С, SAP, базы данных и проч.) обогащаются информацией из внешних источников (от прогноза погоды и курсов валют до штрафов ПДД и данных топливных карт). Для того, чтобы из этого большого массива данных извлекать ценные сведения, внедряются решения BI (от англ. — Business intelligence) — обозначение компьютерных методов и инструментов для организаций, обеспечивающих перевод транзакционной деловой информации в читаемую форму, пригодную для бизнес-анализа. Это позволяет уже сейчас сделать из системы мониторинга транспорта ежедневный инструмент анализа текущей ситуации и прогнозирования будущих событий, выявления зависимостей и закономерностей, масштабировать опыт одного предприятия на опыт другого. Другими словами, «робот» собирает, анализирует и прогнозирует совокупность огромных массивов данных, а вам остается получать ежедневный отчет по работе целого парка автомобилей и принимать важные решения».

«Если говорить словами из одной известной песни — «Самое сложное в штиль – выжить». На рынок мониторинга идёт затишье. Сложные решения и кастомизация под нужды крупных заказчиков – основные тренды телематики на ближайшие три года. Поглощение и слияние малых игроков в надежде на сохранение доходов. Переход на «роботов» в оценке типовых процессов и построении отчетов, дальнейшее развитие видеотелематики. Будущее за глубоким погружением в специфику заказчика», – подвел итог Дмитрий Журавлев.

 

 

Похожие записи