Мобильные операторы избавятся от «мертвых душ»

 

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

 

Новая законодательная инициатива, направленная на противодействие мошенническим продажам мобильных подключений, должна существенно замедлить рост абонентской базы сотовых операторов. С другой стороны, это может положительно повлиять на качество их абонентской базы, а также на показатели рентабельности.

В Госдуму был внесен законопроект, зафиксировавший в Кодексе об административных правонарушениях штрафы для недобросовестных продавцов SIM-карт. Предлагается применить санкции к продавцам, которых оператор не уполномочил продавать свои SIM-карты, а также тех, кто передавал оператору недостоверные персональные данные абонентов.

Для начала вспомним, что для покупки SIM-карты необходим паспорт, продавец, в свою очередь, должен передать эти данные мобильным операторам. Между тем далеко не все торговцы «симками» четко соблюдают эту процедуру. К примеру, многие пакеты подключений реализуются с лотков безо всяких документов. Часто такие SIM-карты оказываются зарегистрированы на различных подставных лиц, данные которых, естественно, не совпадают с личностью реальных владельцев номеров телефонов.

Мобильные операторы уже успели одобрить введение закона, однако задумаемся, так ли это им интересно? С одной стороны, так или иначе, — это каналы сбыта, и операторы получают доход от оказания услуг вне зависимости от того, кто использует данное подключение.

Однако взглянем на вопрос с другой стороны. Как правило, продажи через подобных дилеров являются весьма «низкокачественными», то есть зачастую компании не привлекают постоянного клиента, который намерен в течение долгого времени пользоваться их услугами.

Рост абонентской базы сопровождается растущим показателем оттока абонентов — churn rate. Фактически компания несет маркетинговые и коммерческие расходы на привлечение нового абонента, не получая от него необходимой отдачи в виде выручки от услуг. Огорчает отсутствие данных по Мегафону, однако я предполагаю, что с увеличением абонентской базы компания также столкнулась с ростом churn rate.

Текущие уровни оттока абонентов у МТС и Вымпелкома нельзя назвать нормальными. К примеру, в итальянской Wind Telecomunicazioni, входящей в Vimpelcom Ltd, отток составляет по итогам 3-го квартала лишь 7,3%.

Если этот закон будет принят, то после ухода с рынка неорганизованных торговых точек, лотков и развалов следует ожидать замедления роста, а возможно, и уменьшения абонентской базы мобильных операторов. Однако это явление вряд ли можно назвать однозначно негативным: например, МТС, несмотря на продолжающийся отток абонентов, зафиксировала по итогам 3-го квартала рост операционной прибыли, тогда как снижение чистой прибыли было в первую очередь обусловлено неблагоприятной динамикой обменных курсов.

Таким образом, закон должен послужить дополнительным фактором, ограничивающим конкуренцию в области привлечения новых абонентов, убийственную для маржи. Это должно перераспределить усилия операторов в сторону повышения доходов от текущих абонентов и улучшения качества новых продаж. Это может положительно сказаться на их рентабельности в 2012 году.

Напомню, что бумаги российских мобильных операторов сохраняют существенный потенциал роста. Целевая цена по акциям МТС составляет 290,38 руб., по ADR — $19,36. Потенциал роста составляет соответственно 36,2% и 14,2%. Целевая цена по ADS Vimpelcom Ltd — $14,50, потенциал роста — 33,6%.

Похожие записи