Какой и когда будет цифровая экономика России

Комментарии аналитиков РАЭК в отношении Программы “Цифровая Экономика Российской Федерации” 

5 июля 2017 года на очередном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым была представлена Программа  “Цифровая Экономика Российской Федерации”, доработанная в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина, данного им по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года.

Главная суть и акценты Программы, заявленной в ходе ее презентации, состоят в «…создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с цифровыми экономиками членов Евразийского экономического союза» .

Помимо прочего, значительный акцент в Программе сделан на развитии российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также на российском  ПО, включая установку антивирусных программ на все компьютеры, ввозимые в Россию (целевые показатели к концу срока реализации Программы по доле иностранного ПО и оборудования, закупаемого госорганами, составляют 10% и 50% соответственно).

Согласно Программе, Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных (с сегодняшней доли таких услуг в мировом масштабе менее 1% – до 10% к 2024 году). Также Программой планируется, что к 2024 году широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями связи 5G.

Программа уделяет большое внимание поддержке “национальных ИТ-лидеров”: к 2024 году такими должны стать минимум десять высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий.

Вопросы подготовки кадров также являются одним из приоритетов Программы: в целевых показателях представлены объемы количества ИТ-специалистов, которые должны будут выпускать ВУЗы к 2024 году –  по 120 тыс. специалистов в год.

Как мы пришли к Цифровой экономике

Системный подход к стратегическим разработкам в области изучения, измерения и содействия развитию отрасли Цифровой экономики (“онлайн-экономики”, “новой экономики”, “умной экономики” и “экономики Рунета”) начал формироваться в начале 2000-х годов и принял современные формы в 2010 году, когда на различных площадках, в том числе на площадке РАЭК, были сформулированы принятые отраслью и государством форматы измерений и описаний самого феномена онлайн-экономки (экономики Рунета, а впоследствии – Цифровой экономики) – http://ЭкономикаРунета.рф

Так, начиная с 2011 года РАЭК на ежегодной основе проводит исследование “Экономика Рунета”. При сохранении основных методик проведения исследования (работа с экспертным сообществом, “полевые опросы” на платформе www.runet-id.com , обработка результатов экспертных обсуждений в ходе ключевых мероприятий отрасли, агрегация данных ключевых партнеров исследования и профильных ассоциаций, исследовательских и аналитических агентств), продукт постоянно эволюционирует и модифицируется, демонстрируя в последние годы все большую интеграцию с традиционными отраслями экономики.

По результатам презентации очередного исследования в сентябре 2016 года (https://runet-id.com/event/presentation-research2016/ ), а также  экспертного обсуждения его основных выводов в ходе декабрьской конференции “Рунет 2016: итоги года” (http://itogi2016.raec.ru ) было принято решение о смене названия  этого отраслевого продукта, с 2016 года исследование решено назвать “Экосистема Цифровой Экономики России”. Таким образом РАЭК закрепила на уровне названия и позиционирования главного отраслевого аналитического продукта – уже ставший очевидным акцент на связи и взаимной зависимости онлайн- и офлайн-экономики.

В первой половине 2017 года Аналитическим отделом РАЭК был разработан уникальный подход к описанию / измерению объемов Экосистемы Цифровой Экономики:

o             Мы понимаем под Экосистемой Цифровой Экономики России все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.

o             Мы предлагаем рассмотрение Экосистемы через декомпозицию на ХАБЫ (их 7), каждый из которых может быть исследован по 10 СРЕЗАМ.

o             Участники Экосистемы, объединенные в ХАБЫ, могут быть рассмотрены с точки зрения УРОВНЯ (их 3)  вовлеченности в Цифровую Экономику.

Впервые новый подход к описанию и измерению экосистем Цифровой Экономики России был презентован в апреле 2017 года в ходе ежегодной всероссийский интернет-конференции РИФ+КИБ 2017 (http://2017.russianinternetforum.ru/ ) В ходе выступления на открытии конференции директором РАЭК Сергеем Плуготаренко был представлен доклад “Цифровая Экономика России: аналитика, цифры, факты”.  (презентация доклада доступна по ссылке http://live.rif.ru/assets/rif17_presentation_1920x1080_small.pdf ) .

Новейшая история вопроса (2015-2017 годы)

2015 год

21-22 декабря 2015 года в Москве впервые прошел российский форум “Интернет Экономика”. Организатором форума выступил Институт Развития Интернета (ИРИ), экспертную поддержку форуму оказали РАЭК, ФРИИ, МКС, РОЦИТ, Координационный центр доменов RU / РФ. Главной темой Форума  стало обсуждение инициатив и предложений по развитию интернета в России, разработанных ИРИ в рамках Долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики по 8 направлениям: Интернет + ОБЩЕСТВО, Интернет + ОБРАЗОВАНИЕ, Интернет + ТОРГОВЛЯ, Интернет + ГОРОД, Интернет + МЕДИЦИНА , Интернет + ФИНАНСЫ, Интернет + МЕДИА, ИТ + Суверенитет. также по итогам Форума Председатель Совета ИРИ Герман Клименко был назначен Советником Президента РФ по интернет-вопроса, а идеи и предложения ИРИ получили поддержку на самом высоком уровне.

2016 год

29 января 2016 года по итогам встречи с участниками форума “Интернет Экономика” Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений, посвященных развитию интернета в России. Документ включил в себя поручения по таким направлениям, как поддержка российских ИТ-компаний, образование, финансы, информационная безопасность, промышленный интернет (интернет вещей).

3 февраля 2016 года решением главы администрации президента РФ Сергея Иванова была создана рабочая группа «по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере». Руководителем рабочей группы был назначен помощник президента РФ Игорь Щёголев, ее целью стала координация исполнения поручений Президента. На первом заседании рабочей группы созданы восемь подгрупп по направлениям. В течение 2016 года в поддержку исполнений поручений Президента, по данным направлениям Институтом Развития Интернета при отраслевой поддержке были проведены 8 отраслевых конференций.

29 сентября 2016 года РАЭК провела презентацию первых итогов исследования “Экономика Рунета 2015-2016” (https://runet-id.com/event/presentation-research2016/ ). Был представлен подробный отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, точки роста и сдерживающие факторы. Также был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономики и ВВП России, посчитан объем всей Экосистемы интернет-зависимых рынков. По результатам презентации был сделан вывод, что растущее влияние интернета на офлайн-экономику позволяет говорить о формировании в России цифровой экономики, в связи с чем было принято решение с 2017 года переименовать Исследование “Экономика Рунета” в Исследование “Экосистема Цифровой Экономика России”.

1 декабря 2016 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием, по итогам которого 5 декабря 2016 года был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В ходе Послания Президент уделил большое внимание было ИТ-сфере и цифровой экономике. Аналитики РАЭК изучили основные темы Послания, касающиеся области интересов Ассоциации и ее членов, сопоставив это с текущей деятельностью и проектами РАЭК. Результаты анализа представлены по ссылке http://raec.ru/live/raec-news/8724/?sphrase_id=3620 .

2017 год

15 февраля 2017 года Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин подписал распоряжение о создании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе ГД. Первое заседание совета прошло 20 марта (подробнее о ходе заседания — http://raec.ru/live/raec-news/9230/?sphrase_id=3621 ). В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, Министр связи и массовых коммуникаций и представители отрасли информационных технологий. Открывая заседание, Вячеслав Володин отметил важность развития российского законодательства с той же интенсивностью, что и цифровая экономика, для сохранения страной своих конкурентных преимуществ в этой сфере. «Важно, чтобы у нас законодательство шагало как минимум в ногу с развитием цифровой экономики, тогда за нашей страной будут сохраняться определенные преференции», — подчеркнул В.Володин.

С отдельным докладом на тему “Цифровая экономика: взаимодействие отрасли и государства” на заседании выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко. В нем  Сергей затронул такие важные аспекты поднятой темы как регулирование, государственные инициативы, экспертные оценки, опыт сотрудничества, пожелания и прогнозы, а также отметил, что построение цифровой экономики требует радикального пересмотра подходов к регулированию: необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим (полная презентация доклада — http://raec.ru/upload/files/170320-plugotarenko.pdf

Этапы разработки программы “Цифровая Экономика”

Разработка программы «Цифровая экономика», которая была представлена 5 июля 2017 года, предусмотрена указанием Правительства РФ в рамках исполнения перечня поручений Президента РФ№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года. Согласно пункту 9 указания Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России, Минфином России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Открытым правительством с участием Экспертного совета при Правительстве РФ, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в срок до 11 мая 2017 года должна разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В 2016 году работа над программой была начата в ходе московской сессии Всемирного экономического форума и международного семинара Всемирного банка «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики — на пути к долгосрочной стратегии».

3 мая 2017 года на площадке ФГУП МИА “Россия Сегодня” состоялась Расширенная коллегия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об итогах работы Минкомсвязи России за 2016 год (http://raec.ru/live/raec-news/9385/?sphrase_id=3642 ). В ходе выступления с отчетным докладом глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил, что 2016 год ознаменовался запуском целого ряда важных проектов, многие из которых готовились не один год. Он также отметил, что “Программа цифровой экономики стала важной политической вехой — получить такую задачу от Президента, начать работу по разработке программы, сделать ее действительно межведомственной, вовлекая большой круг экспертов, специалистов, федеральных органов власти, различных ответственных организаций”.

Первая версия программы была представлена Николаем Никифоровым 24 мая 2017 года в ходе конференции «Цифровая индустрия промышленной России – 2017» (ЦИПР). Он отметил, что в разработке проекта использовался, в том числе, опыт стран-лидеров в области развития цифровой экономики, международных организаций и объединений, в частности, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного экономического форума. Были проведены консультации с ведущими международными экспертами и учтены их рекомендации.

«Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством», – сообщил Николай Никифоров в мае 2017 года.

По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года, Президент поручил доработать Программу и представить ее проект на рассмотрение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в срок до 1 июля 2017 года.

В конце июня помощник Президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов сообщал, что Правительство РФ рассматривает возможность создания в России фонда, призванного оказывать содействие в реализации Программы развития цифровой экономики, объемом 100 млрд руб.

При этом Экспертный совет при правительстве РФ считает, что проект программы «Цифровая экономика», разработанный Минкомсвязи по поручению Владимира Путина, необходимо системно переработать. Как сообщали СМИ, со ссылкой на направленное в адрес главы Минкомсвязи Николая Никифорова заключение, экспертный совет считает, что документ в нынешнем виде не учитывает глобальный характер развития экономики и отраслевые риски вроде закона Яровой, и на текущий момент представляет собой всего лишь компиляцию из ряда отраслевых планов и программ.

Программа исходит из консервативного сценария, предполагающего, что ничего нового и существенного в области влияния IT на общество и экономику не произойдет, утверждается в документе. Это приведет к тому, что в 2025 году России понадобится новая аналогичная программа, ведь фундаментальная характеристика сферы ИКТ — скорое внедрение новых технологий, появление которых невозможно предусмотреть, считают эксперты. Кроме того, в документе отсутствует целостное понимание причинно-следственных связей. Например, принятие стандартов предусматривается после создания систем, указывают эксперты.

По их мнению, цифровая экономика как уклад должна затрагивать все сферы социально-экономической деятельности, а в проекте программы ее развитие ограничено только госрегулированием, информационной инфраструктурой; НИОКР, кадрами, образованием, информбезопасностью, госуправлением, «умными городами» и цифровым здравоохранением. В программу не попало большинство отраслей реального сектора (энергетика, промышленность, финансы и т. д.), сетуют авторы заключения, добавляя, что также не предлагается и мер по развитию ГЧП, поддержке малого и среднего бизнеса, стартапов. Не рассматривает программа и электронную торговлю, это притом, что отрасль демонстрирует высокие темпы роста. Наконец, составители «Цифровой экономики» не учли риски, например, от пакета Яровой, констатируют эксперты.

Вместе с тем в кулуарах форума ЦИПР-2017 Андрей Белоусов заявил журналистам, что Программу «Цифровая экономика» можно утверждать в текущей редакции, но с последующими доработками.

«Примерно понятно, что надо дорабатывать. Хотя ее можно принимать уже в том виде, в котором она есть сегодня, но, естественно, дорабатывать», — сказал Белоусов. Он  уточнил, что дорабатывать программу нужно в части определения необходимых компетенций, развития нормативно-правовой базы и подготовки кадров.

«Я считаю, что там очень важный момент — сформировать сейчас реестр технологий, которые нужны в стране, или компетенции, к 2020 году и 2025 году и определиться примерно с центрами компетенций — кто это может делать. Мы поймём, где густо, где пусто. Очень важно сейчас начинать вопросы регуляторики: нормативной базы, стандартов, стандартизации… И третье — это как раз вопрос подготовки кадров», — сказал Белоусов. Он уточнил, что реестр может быть готов осенью 2017 года.

Доработанный проект Программы “Цифровая экономика Российской Федерации” был представлен 5 июля на очередном заседании Совета.

Краткий анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”

В программе, представленной Минкомсвязью, можно выделить семь акцентов, которые предлагается иметь в виду, говоря о развитии цифровой экономики:

  1. Цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию.
  2. Цифровая экономика – это сверхвысококонкурентная среда.
  3. Цифровая экономика развивается стремительными темпами.
  4. Цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования.
  5. Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности.
  6. Цифровая экономика – это новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг.
  7. Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой. Но они невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.

Что и как, по мнению разработчиков программы, в этой ситуации должно сделать государство? Пять основных решений:

  1. Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры.
  2. Обеспечить должный уровень образования населения, включая цифровую грамотность.
  3. Создать привлекательные правила игры, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
  4. Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферой. Увязать международную цифровую индустрию с национальной инфраструктурой.
  5. Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, отметил: «Сегодня не стоит вопрос о том, будет у нас цифровая экономика или не будет. Цифровая экономика обязательно наступит. Единственный вопрос, который стоит сегодня: будет ли у нас своя цифровая экономика, или чужая? Наша задача заключается в том, чтобы она была своя. У нас нет никаких сомнений в том, что у России есть все возможности для достойного цифрового будущего».

По материалам РАЭК

Похожие записи