InVenture Partners проанализировал тренды десятилетия

            Компания провела собственное исследование* по определению бизнес-моделей и объемов привлеченного финансирования для организации успешных стартап проектов, а также определила сектора, которые позволили инвесторам получить самые высокие мультипликаторы на инвестированный капитал.

            Ими стали компании, предоставляющие социальные сервисы, компании, работающие в сегменте маркетинга и рекламы, компании, предлагающие решения для бизнеса и другие.

                  Сегодня в мире существует по меньшей мере  83 высокотехнологичных компании, основанных после 2003 года и оцениваемых более чем в 1 миллиард долларов**. По итогам исследования экосистема высокотехнологичных компаний в США по-прежнему существенно отличается от остального мира, что может в определенных случаях сделать другие регионы более привлекательными для предпринимателей и инвесторов. По количеству стартапов США по-прежнему лидируют, Европа и Азия в этом сегменте существенно отстают от Северной Америки. Тем не менее, европейские и азиатские компании были представлены в большинстве остальных сегментов, а в некоторых секторах (игры в Европе и Азии, а также социальные сервисы и финансовые технологии в Европе) число компаний, основанных за пределами Северной Америки, было сопоставимо или даже превысило число североамериканских компаний.

                Комментирует Сергей Азатян, сооснователь и Управляющий Партнер InVenture Partners: «Высокие технологии сегодня привлекают к себе внимание всего мира. Множество людей мечтает основать новый Facebook, но большинство никогда не сможет этого добиться: опыт предыдущих десятилетий показывает, что лишь единицы могут достичь размеров и влияния Facebook. Но это и не является необходимостью. Наше исследование демонстрирует, что в мире есть достаточно индустрий, в которых были созданы успешные высокотехнологичные компании, обеспечившие сверхвысокую доходность своим инвесторам и основателям и помогавшие своим клиентам решить важнейшие проблемы».

             С точки зрения мультипликаторов на инвестированный капитал наилучшие показатели по данным исследования InVenture Partners обеспечили социальные сервисы (50x), а также компании, работающие в сегменте маркетинга и рекламы (29x) и компании, ориентированные на бизнес (21x). Наименее эффективным с точки зрения мультипликатора на инвестированный капитал стал сегмент, связанный с распространением контента. Средняя стоимость компаний в разных секторах также очень сильно колебалась: социальные сервисы возглавили список с огромной средней оценкой в 16,5 миллиардов долларов, в то время как средняя стоимость сервисов, связанных с распространением контента, составила “всего” 1,9 миллиарда долларов.

                   «Вероятность построить новый Facebook, WhatsApp или Instagram крайне мала. Слишком много факторов должно совпасть, чтобы подобный социальный сервис быстро «выстрелил». Но есть много отраслей, таких, как маркетинг, решения для бизнеса, финансовые технологии и другие, где более высокие барьеры для входа, и успех в большей степени зависит от качества продукта и эффективности управления компанией и в меньшей степени — от случайных факторов, вроде удачи. Подавляющее большинство крупных бизнесов — это тяжелая многолетняя работа их создателей и инвесторов», — Говорит Сергей Азатян.

 

             Выход из большинства успешных стартапов осуществляется через слияния и поглощения, однако выходы из компаний стоимостью более 1 миллиарда долларов зачастую происходит через IPO. Согласно исследованию из 83 компаний стоимостью в миллиарды долларов, основанных с 2003 года, 33 осуществили IPO, а 12 были приобретены.

                Средний период выхода составил: 6 лет и 4 месяца, 6 лет и 6 месяцев – он уходит на то, чтобы компания стала публичной, и 5 лет и 7 месяцев требуется на продажу бизнеса. К концу 2013 года 37 компаний все еще оставались частными, что означает, что для основателей и инвесторов требуется в среднем 7 и более лет, чтобы достичь стадии выхода. Компании, чей бизнес ориентирован, прежде всего, на конечного потребителя, выходят на стадии IPO или продажи раньше, чем промышленные компании – 5 лет и 8 месяцев против 7 лет и 2 месяцев.

                    Также необходимо отметить, что именно азиатские компании первыми достигают ликвидности – уже после 5 лет и 3 месяцев они готовы к выходу из бизнеса инвесторов. В Азии 8 из 9 компаний на стадии выхода стали открытыми. В Северной Америки пропорции иные: 80% компаний становятся публичными, а 20% выходят на продажу, в то время как в Европе тренд существенно отличается – 2 поглощения на 1 выход на IPO.

                     Как показывает исследование, развитие компаний может занимать от 6 до 10 лет. Таким образом, ожидания того, что коммерческий успех для стартап- проекта станет возможным уже через 1-2 года, как правило, обманчивы. Это также не является поводом для стагнации в развитии проекта – не все бизнесы изначально совершают резкий прорыв, как WhatsApp, SnapChat или Instagram.

                  *Данные, использованные в исследовании, собраны с Crunchbase, Wikipedia, AngelList и других публичных источников. Объем инвестиций и текущие оценки стоимости компаний в большинстве случаев получены на основе анонсов, публикуемых самими компаниями, либо их текущими инвесторами.

**По собственной оценке InVenture Partners.

 

Похожие записи