Frost & Sullivan: рынок мобильного Интернета в России демонстрирует уверенный рост

 

Объем потребляемого трафика мобильного Интернета в России растет и продолжит расти: до 2015 года этот показатель будет ежегодно увеличиваться вдвое, что соответствует глобальным тенденциям.

 

Ожидается, что мобильный Интернет-трафик будет расти как в направлении увеличения объема скачиваемой информации на одного пользователя, так и в плане увеличения времени, проводимого пользователем в сети. Увеличение объема скачиваемой информации будет происходить также за счет притока новых абонентов, особенно из регионов России, где пока еще ощущается недостаток телекоммуникационных услуг. Следовательно мобильный Интернет в ближайшие 3-4 года в России станет главным фактором роста доходов операторов.

Текущая ситуация и потенциал рынка, характеризующийся взрывным ростом потребляемого трафика и увеличением количества пользователей, диктуют операторам кардинально новые условия работы, предъявляя к ним повышенные требования. Ужесточившаяся конкуренция среди операторов и снижение потребительской стоимости мегабайта трафика может свести на нет положительный эффект от увеличения количества абонентов и роста объема трафика, а также привести к стагнации доходов.

В то же время расходы операторов на предоставление услуг мобильного Интернета будут расти из-за затрат на создание и обслуживание дополнительного оборудования, обладающего большей пропускной способностью. Из-за уменьшающейся разницы между ценой и себестоимостью услуги для конечного потребителя операторы рискуют стать заложниками низкой прибыли. Зная об этой опасности, они стараются оптимизировать затраты и увеличить доходы.

Оптимизация доходов станет одним из главных вопросов для операторов. Зачастую они хотят развивать партнерские отношения с подрядчиками, включая их в процесс создания стоимости. Партнерство с производителями ПО и контент-провайдерами-это один из путей оптимизации доходов, но важно также задуматься над тем, что смогут сделать операторы своими силами.

Ценообразование – один из ключевых инструментов управления доходами. Операторы по всему миру считают многоуровневое ценообразование простым и эффективным методом получения дополнительного дохода и прибыли от услуг мобильного Интернета по сравнению с безлимитными тарифами типа «все включено». По сути дела многоуровневое ценообразование представляет из себя сегментацию пользователей по нескольким ключевым параметрами, а именно: стоимость, объем скачиваемого трафика и скорость соединения с Интернетом. В соответствии с этими параметрами операторы предлагают пользователям варианты тарифных планов.

Часть тарифных планов в России и по всему миру «рекламируются» как безлимитные предложения, хотя в большинстве случаев существуют некоторые ограничения. Они могут быть в формах снижения скорости соединения с Интернетом, например, при достижении пользователем лимита скачиваемого трафика за определенный период. Также встречаются ограничения на определенные виды трафика.

В то же время лимиты трафика достаточно высоки, что позволяет большинству пользователей оставаться в пределах фиксируемого объема. При этом данная мера позволяет операторам избежать перегруженности сети, вызванной самыми активными интернет- пользователями, потребляющими сверхбольшие объемы трафика. Следовательно, такие «псевдобезлимитные» тарифы представляют собой пример многоуровневого подхода к формированию цены и применение политики справедливого использования (Fair Usage Policy, FUP).

В то же время, некоторые операторы ищут возможности использования более продвинутых моделей ценообразования. Такие модели представляют из себя стремление операторов к «интеллектуальной» дифференциации пользователей и формированию стоимости услуг в интерактивном режиме при использовании новых критериев сегментации, таких как: потребительское поведение, географическое местоположение, время, дата и загруженность сети.

Деятельность ведущих российских операторов иллюстрирует некоторые из вышеописанных тенденций. Оператор Билайн в ситуации загруженности сети отдает приоритет трафика менее интенсивным пользователям. Это пример дифференциации пользователей по поведенческому критерию. Примером дифференциации по типу трафика является компания Скайлинк, установившая лимит скорости передачи данных в пиринговых сетях равный 32 Кбит/с. Пример компании ООО Скартел (бренд Yota) использует модель увеличения скорости соединения с Интернетом по требованию, предоставляя бесплатный минимум, равный 64 Кбит/с с возможностью временного увеличения до 10 Мбит/с за дополнительную плату.

В конечном итоге движение к многоуровневому ценообразованию представляет из себя эволюцию мышления операторов. Тенденция такова, что они со временем перейдут от многоуровневого ценообразования к более сложным моделям формирования цен и генерирования доходов, учитывающим множество вышеозначенных факторов. Тем не менее, одно из преимуществ многоуровневого ценообразования-в его простоте. Применение новых моделей будет своего рода вызовом для операторов: несмотря на комплексность подхода, интерактивность и персонализированность услуг, операторы должны сохранить конечное предложение простым и понятным пользователям.

Некоторые из вышеперечисленных вопросов обсуждались в рамках международного бизнес-форума «Развитие широкополосных сетей нового поколения в России – Broadband Russia Forum 2011», организованного группой компаний ComNews.

Если Вы заинтересованы в получении более подробной информации по данной теме, отправьте электронное сообщение Юлии Никишкиной, специалисту отдела по связям с общественностью Frost & Sullivan по адресу: julia.nikishkina@frost.com В сообщении укажите, пожалуйста, Ваше имя, фамилию, название компании и контактную информацию.

О компании Frost & Sullivan:

Frost & Sullivan – международная консалтинговая компания, поддерживающая партнерские отношения с клиентами. Услуги компании способствуют развитию бизнеса клиентов, а также достижению стабильного роста, постоянному внедрению инноваций и поддержанию лидерских позиций. Услуги компании — Growth Partnership Service – основываются на подробных рыночных исследованиях и использовании передовых исследовательских моделей и практик.

Похожие записи