20 марта 2017 года состоялось первое заседание Экспертного Совета по законодательному обеспечению Цифровой экономики при председателе Государственной Думы Вячеслава Володина. В заседании приняли участие представители государства, общественных организаций и отрасли.
С докладом “Цифровая экономика: взаимодействие отрасли и государства” выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко. Он затронул такие важные аспекты поднятой темы: регулирование, государственные инициативы, экспертные оценки, опыт сотрудничества, пожелания и прогнозы.
Экономика Рунета сегодня: интегральные показатели
Онлайн-экономика России – один из самых молодых и в то же время успешных экономических сегментов нашей страны. К тому же влияние ее на другие отрасли значительно усилилось в последнее время. Согласно данным ежегодного исследования “Экономика Рунета”, вклад экономики Рунета в ВВП страны в 2015 году составил 2,4%, а в абсолютных величинах приблизился к 2 трлн. руб по итогам 2015 года. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России.
“Столь высокие показатели вполне ожидаемы, ведь количество интернет-пользователей в нашей стране превысило 86 млн. человек, при этом более половины (57%) населения выходит в интернет каждый день. По прогнозам экспертов, в 2020 году проникновение интернета составит 80-90% населения России. Кроме того,эксперты дают прогнозы по итогам 2016 года с осторожным оптимизмом: сегмент цифрового маркетинга и реклама вырастет по итогам года на 17% — до 171 млрд рублей. Все рекламные рынки продолжат рост, даже сегмент медийной рекламы, который был единственной «белой вороной» последние 2 года, — комментирует Сергей Плуготаренко.
Он также отметил, что согласно оценкам экспертов, крупнейшие и старейшие рынки – электронной коммерции – вырастут в 2016 году на 18% — до 1,2 трлн рублей (около 3,5% от всех розничных продаж).
Мобильная экономика сегодня
Проникновение смартфонов и мобильных приложений и сервисов уже год как сравнимо с проникновением персональных компьютеров: сегодня аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей.
Мобильный интернет становится главным драйвером роста:
- Всего ежемесячного мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.
- Во всех сегментах доля мобильных пользователей или трафика превышает треть.
- Около четверти оборотов рынков приходится на мобильную составляющую. А в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80–90%.
- Так, доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%.
В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значительные изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Включая госуслуги.
“Осознавая растущее влияние мобильных технологий – РАЭК в 2017 году проводит исследование “Мобильная Экономика России”. Его главная цель – определить влияние мобилизации на цифровую и офлайновую экономику”, — отметил Плуготаренко.
Цифровая экономика: что завтра?
Анализ современных трендов развития онлайн-экономики говорит о том, что в ближайшее время произойдет кардинальная смена парадигмы присутствия цифровых технологий во всех отраслях экономики и сферах деятельности человека.
“Россия в этом ключе – хорошо подготовлена и адаптирована: собственные национальные лидеры, отличная школа, понимание будущих вызовов и желание решать проблемы развития онлайн-экономики, еще большее желание поддерживать российских игроков и технологии. Это позволяет с оптимизмом оценивать наши перспективы по цифровой трансформации во всех сферах”, — подчеркнул Сергей Плуготаренко.
Цифровая экономика на высшем уровне
В декабре прошлого года важность Цифровой экономики впервые была продемонстрирована на высоком уровне: в своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин сделал особый акцент на этом сегменте.
“Президент подчеркнул, что это – вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего. И предложил провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки. То, каким образом Цифровая экономика будет регулироваться на законодательном уровне – приоритетный вопрос для созданного Совета и сегодняшнего заседания”, — отметил Плуготаренко.
Смена парадигмы регулирования
Для оценки отношения отрасли к новым и действующим законам, регулирующим онлайн-экономику, у РАЭК есть специальный проект “Законодательный барометр РАЭК”. Раз в полгода аналитики Ассоциации опрашивают большое количество отраслевых экспертов и публикуют результаты мониторинга законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии.
“Все мы понимаем: сегодня необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики – на инновационно-стимулирующий режим. При этом отрасль сегодня готова к сотрудничеству: из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в её отношении пора превращаться в проактивного создателя / модификатора нормативной базы и сильного партнера государства в этом направлении”, — комментирует директор РАЭК.
Оценка экспертным сообществом
В декабре 2016 года РАЭК представила данные “Законодательного барометра РАЭК”. В докладе Сергей Плуготаренко озвучил некоторые выводы, полученные в результате проведенного исследования. Так, по количеству резонансных законодательных инициатив в области регулирования Рунета 2016 год может конкурировать только с 2013 годом. Однако общее количество проектов в 2016 году заметно выросло. Очевидна также некоторая стабилизация отношения к регуляторным инициативам. Это говорит о достаточно конструктивном настрое интернет-индустрии, понимании механизмов принятия и реализации законодательных нововведений, которые не всегда так «страшны», как может показаться. Многие законопроекты эксперты не смогли оценить однозначно положительно или отрицательно, поэтому они получили оценку «неоднозначно» (более трети законопроектов, внесённых в 2016 году).
“Мы считаем, что это связано с большим количеством отсылочных норм и неясностью будущего правоприменения. Иногда это конечно продиктовано юридической техникой и правилами написания НПА. Но иногда это говорит об отсутствии решения, либо в принципе понимания как именно нужно реализовать требования, предусмотренные законом. Законодатель возлагает надежду на представителей индустрии, поставленной в безвыходную ситуацию (так как закон принят), однако, как продемонстрировал такого рода опыт при разработке подзаконных актов к «Пакету Яровой», результат может быть не быстрым, а требования при детальном анализе окажутся действительно не реализуемыми (либо излишними, неэффективными), как и предупреждали эксперты. Несмотря на некоторые резонансные случаи, в 2016 году мы увидели выход на положительную динамику: около половины экспертов оценивают новые регуляторные инициативы как положительные или нейтральные”, — отметил Плуготаренко.
Существующие барьеры
Эксперты РАЭК отмечают следующие существенные барьеры на пути консолидации отрасли и инициаторов законопроектов:
- Отсутствие обязательных процедур ОРВ и технической экспертизы для законопроектов
- Зачастую бессистемный характер взаимоотношений с экспертным сообществом при их привлечении к оценке законопроектов
- Нередкие случаи игнорирования отрицательных экспертных заключений
- Отсутствие осознания до последнего времени на всех уровнях того, что цифровые технологии и цифровая экономика в России – должны получить статус “национального достояния” и вопросы стимулирования их развития должны войти во все стратегические программы и приоритетные направления развития страны
Предложения и пожелания к работе Экспертного Совета по Цифровой Экономике
“Мы считаем, что построение цифровой экономики требует радикального пересмотра подходов к регулированию. Необходимо помнить о трансграничном характере интернета и о международных концепциях, и о том, как отечественное законодательство будет вписываться в мировую картину – мы должны понимать, что отгородится от мира не получится. Особое внимание в связи с этим требуется к вопросам кибербезопасности в том числе”, — сказал Сергей Плуготаренко.
РАЭК разработала список общих пожеланий к работе Экспертного Совета по законодательному обеспечению Цифровой экономики:
- Вырабатывать и применять унифицированные гибкие подходы к регулированию Интернета, направленные на стимулирование инноваций и инновационной экономики, не ограничивающие развитие Сети и не нарушающие связность и безопасность сетевого пространства, равно как и не нарушающие права пользователей на доступ к информации и защиту личной информации.
- Содействовать вовлечению в процесс принятия решений, касающихся регулирования интернета, всех заинтересованных лиц — государства, бизнеса и представителей гражданского общества.
- Проводить обязательную техническую, экономическую и регуляторную оценку законодательных инициатив в области регулирования интернета с привлечением широкого круга экспертов. При этом ОРВ должна учитывать долгосрочные планы и прогнозы развития – на 10-20 лет.
“Нам как отрасли необходимы стимулирование и поддержка таких направлений, как импортозамещение, поддержка экспорта информационных технологий, обеспечение равных условий ведения деятельности интернет-компаниями в Российской Федерации, реформа налогообложения отрасли цифровых технологий, снижение уровня страховых взносов, стимулирование безналичных платежей и всех видов массовых цифровых коммуникаций и сервисов”, — отметил Сергей.
Курс на цифровое будущее
В завершение доклада директор РАЭК обратил внимание собравшихся на то, что на сегодняшний день существуют несколько драйверов цифровой экономики: мобильная экономика, Интернет вещей, «умные» города, транспорт и здравоохранение.
“Да, цифровая экономика для нас — это та реальность, в которой мы уже живем. На наших глазах экономика Рунета трансформируется во всеобъемлющую цифровую экономику, строительством которой будет заниматься интеллектуальная нация. С одной стороны, мы надеемся, что новый созыв Госдумы продолжит развитие положительного тренда в сотрудничестве с отраслевыми экспертами, наметившийся в 2015-2016 годах. С другой стороны, верим в работу нового Совета по законодательному сопровождению цифровой экономики. Особенно потому, что был весьма успешный опыт нашей работы в последние годы в Экспертном совете при Комитете Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи”, — резюмировал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.