Женщины  в «цифре»

Четыре интервью клиентов Oracle о диджитал детоксе, карьере и самоуправляемом автомобиле

Цифровая экономика невозможна без… Кто-то скажет — без цифрового образования, кибербезопасности, изменений законодательства, и будет прав. Но в действительности она невозможна без женщин, причём бизнес-лидеров.

Футурологи полагают, что женщины лучше готовы к автоматизации и роботизации, и в постиндустриальную эру будут востребованы присущие им качества — эмпатия, умение слушать, интуиция, терпимость.

Накануне 8 Марта мы поговорили женщинами-руководителями по HR, стратегическому планированию, финансовому администрированию и цифровому маркетингу из компаний-клиентов Oracle. Мария Голяндрина (МТС), Светлана Скворцова, (Tele2), Юлия Чувилова (Райффайзенбанк) и Жанна Шалимова («ФосАгро») рассказали, чего достигли в цифровом настоящем, каким будет цифровое будущее, как найти баланс между жизнью и цифрой, и  стоит ли доверять роботам.

«Нельзя быть цифровым на работе и аналоговым дома»

Мария Голяндрина, вице-президент по управлению персоналом, МТС

Как технологии влияют на роль HR в компании?

Я уверенно могу назвать себя счастливым менеджером: функция HR, которую я возглавляю, является полноценным бизнес-партнером, который решает значимые задачи компании.

Цифровые технологии — большой плюс для всех функциональных направлений,  и HR – не исключение. Старые сервисы очень быстро сегодня сменяются новыми. А глубокая интеграция IT- и HR-процессов способствует скорости этой эволюции: постоянно добавляются новые дополнительные ингредиенты, которые меняют ландшафт. Например, мы оцифровали процесс перевода сотрудников, что позволило минимизировать количество согласующих за счет автоматической проверки. В результате процесс сократился с нескольких дней до минут.

Но надо сделать оговорку: не стоит переводить в цифру все подряд, нужно найти ей правильное место.

В свое время мы пилотировали использование робота-рекрутера, а также видеоинтервью для подбора специалистов. Это больше, чем резюме, но все же не очное интервью. Суть в том, что соискатель записывает на видео развернутые ответы на заранее поставленные вопросы и отправляет вместе с откликом на вакансию. Мы начали со стажеров и поняли, что для молодой аудитории такой формат подходит, молодежь достаточно хорошо записывается, а вот более зрелая аудитория в основном не готова говорить на камеру. Робот-рекрутер тоже подходит только на некоторых направлениях подбора. Надо учитывать, что прогресс может опережать готовность людей. В HR это тонко.

В конечном итоге все ориентировано на человека — технологии и данные без людей не имеют смысла.

Супервизор роботов – зарождающаяся новая профессия. Кто сможет ее занять?

Одних знаний и навыков программирования вряд ли будет достаточно. Супервизором роботов должен быть человек, способный разобраться, почему искусственный интеллект думает так, а не иначе, что происходит внутри этого «черного ящика». От супервизора потребуется экспертиза в самых разных областях. Помимо ИТ и программирования необходимо хорошо понимать интересы потребителей услуг этого робота, а значит специалист должен разбираться в основах психологии и этики.

Станут ли роботы умнее людей? Пока не наступила технологическая сингулярность, у нас есть шанс.

Насколько вы сами «оцифровались»?

Я стараюсь максимально задействовать электронные сервисы, причем это касается не только работы. Я очень строго веду рабочий цифровой календарь, для того чтобы понимать, что происходит. При этом все домашние дела — кружки детей, поездки, встречи – также внесены в совместный с супругом электронный календарь. Я убеждена, что нельзя быть цифровым на работе и аналоговым дома. Максимум цифрового – это про меня.

А в беспилотный автомобиль сядете?

Автомобиль для меня – возможность переключиться, расслабиться, это моя зона комфорта, и даже частично делить её с роботом я не готова. Первая машина — как первая любовь, до сих пор не могу забыть, ни одна последующая не вызывала столько положительных эмоций. Это был классный трехдверный автомобиль, но с расширением семьи с ним  пришлось расстаться. Теперь вспоминаю с нежностью.

Я за сохранение баланса и неизбыточность технологий, поэтому к ним я отношусь очень рационально. При строительстве дома, например, мне сейчас интересно, как это технологически устроено, почему именно такие материалы, такие технологии и так далее. Да, дом должен быть «умным», но, в первую очередь, для личного комфорта.

«Технологии настолько добры, насколько добры их создатели»

Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию, Tele2

Что стратегическое планирование дает компании? Можете поделиться результами?

По сути  моя работа заключается в том, чтобы искать возможности для компании в условиях ограничений и барьеров — пытаться их обойти и создавать возможности для роста. Задача — объединить все ключевые идеи, чтобы мобилизовать компанию на достижение важных целей, не отвлекаясь на неважные.

Около двух лет назад мы приняли новую стратегию трансформации. Ее отправная точка — нерешенные проблемы отрасли. Логика проста: если мы предоставим людям то, чего им не хватает, или перестанем делать то, что их раздражает, они станут нашими идеальными клиентами. Таким идеалом для нас оказался абонент, который активно пользуется услугами передачи данных и смартфоном. Сначала это были смартфоны 3G, сейчас — устройства LTE. Мы консолидировали все контакты с digital-аудиторией на единой технологической платфоме, создали цифровую среду общения. Сейчас эти клиенты приносят в среднем в 1,5-2 раза больше выручки, чем те, которые не пользуются передачей данных.

А есть план на 5-10 лет вперед? Какую роль отводите искусственному интеллекту? Телеком-оператор станет автономным предприятием?

Цель стратегического планирования не в том, чтобы детально спланировать нашу деятельность на 5-10 лет вперед, а скорее, подготовиться к будущим изменениям.

В стратегии важна гибкость и мобильность, чтобы при смене направления можно было повернуть в ту же сторону всю компанию. Если провести аналогию с человеческим телом, стратегия — это своего рода мозжечок, который отвечает за координацию движений всех частей тела.

Я считаю, что роль людей в бизнес-процессах компании по-прежнему велика. Мы должны сделать так, чтобы сотрудники не тратили время на отчетность и поиск данных, а обладали всей информацией для анализа и принятия решений.

Поэтому искусственный интеллект, самоуправляемые технологии — важный тренд. С умных людей с хорошим образованием уже сегодня можно снять какие-то рутинные операции, помочь заниматься более интеллектуальными, творческими и стратегическими задачами. Я верю в перспективы этой сферы.

Дом доверите роботам?

Мне кажется, это мечта любой хозяйки — чтобы квартира сама себя убирала. Чтобы можно было вообще не беспокоиться о чистоте, а идеальный порядок поддерживался сам собой. Мне не нужен умный холодильник, умный чайник или умный телевизор, но мне хотелось бы, чтобы чашки, которые кто-то забыл помыть и убрать, сами становились чистыми и ставили себя на место.

Могут ли технологии сделать мир и людей добрее?

Технологии настолько добры, насколько добры их создатели — те, кто разрабатывает дизайн и алгоритмы. У меня вызывают оптимизм молодые специалисты, которые приходят работать в Tele2 — у них очень высокие моральные стандарты. Поэтому в целом, я думаю, нас ждет хорошее время — эпоха положительных технологий, которые будут обращены исключительно во благо людей.

«Стремление развиваться — прерогатива людей, а не машин»

Юлия Чувилова, старший вице-президент по финансовому администрированию, планированию и контролю ИТ расходов, Райффайзенбанк

У вас интересная функция. Что входит в ваши задачи?

То, чем я занимаюсь, — это управление финансами ИТ внутри банка. Основная цель — оптимизировать вложения. Мы как держатели ИТ-бюджета формируем концепцию эффективного управления ИТ-затратами как на производственном предприятии. При этом мы гарантируем бизнесу, что все сделанные инвестиции будут оптимальны, а ресурсы ИТ будут использоваться эффективно.

Из года в год, например, мы анализируем стоимость и объемы предоставляемых сервисов. Инфраструктура — это самая большая часть с точки зрения инвестиций, поэтому здесь стоит задача по полноценному управлению. У нас более 800 сервисов, которые мы предоставляем бизнесу, и нам необходимо понимать, на что мы тратим, насколько затраты эффективны, где есть недоиспользованные ресурсы, которые можно было бы перераспределить.

В целом в банке принят интерпренерский, новаторский подход. Каждый менеджер, в сферу которого входит управление теми или иными активами, должен использовать свои ресурсы обдуманно — как предприниматель, как будто это его личные средства. Он должен четко понимать как наиболее эффективно их использовать. Мы за этим следим и оказываем поддержку.

В какую перспективную технологию рекомендуете инвестировать в 2019 году? Облака, искуственный интеллект, блокчейн?

Банк настолько разнообразен, разносторонен, настолько много продуктов и направлений развивается, что невозможно сказать, что мы хотим инвестировать во что-то одно. Приоритет — диджитализация в целом. Это цифровые каналы продаж, виртуальные бранчи и многое другое.

Мы конечно видим множество плюсов в облачных решениях, но в финансовой сфере они не так сильно распространены. Мы осознаем и понимаем риски и готовы их принимать на текущем этапе. Райффайзен  — весьма консервативный банк, но в российском подразделении у нас сложилась команда, которая драйвит инновации, драйвит бизнес. Это мировозрение, желание воспринимать что-то новое, принимать и применять. К облакам мы готовы и рассматриваем облачные решения в некоторых аспектах нашей деятельности.

Согласно исследованию Oracle 93% сотрудников готовы доверять роботам на работе. А вы?

Абсолютно готова передавать искусственному интеллекту все рутинные — и не только — процессы. Нам сейчас кажется, что в каких-то процессах без нас обойтись не могут, но со временем роботы возьмут на себя большую часть нашей работы.

В будущем понадобится меньше интеллектуального человеческого труда для того, чтобы создавать какие-то интересные технологии, и машины сами научатся придумывать что-то новое. Сейчас же не обойтись без человеческих навыков и умений, без желания и воли, стремления развиваться, идти вперед и чего-то достигать. Пока это прерогатива людей, а не машин.

Это позитивный тренд?

Роботы уже сейчас в какой-то степени умеют распознавать эмоции, например, если научить чатбот на шуточный вопрос отвечать шуткой или воспроизводить какую-то эмоцию, то это вызывает улыбку и позитивный отклик.

Каждая технология имеет свои риски, но, на мой взгляд, в цифровизации больше плюсов, и технологии несут добро.

«Раз в неделю устраиваю полный диджитал детокс»

Жанна Шалимова, начальник управления цифрового маркетинга и электронной коммерции, «ФосAгро»

Как вы пришли в цифровой маркетинг? Это ведь достаточно новая профессия?

Когда я училась, даже понятия такого — «цифровой маркетинг» — не существовало. «Мои университеты» были практическими. На старте «диджитал» карьеры в авиакомпании-лоукостере мы первыми начали использовать вирусный маркетинг — в частности, вирусные видео, которые запускали онлайн. В технологичном российско-немецком стартапе мы обучали ритейл стратегии «исследуй онлайн, покупай офлайн» (ROPO, research online, purchase offline). Это был в чистом виде цифровой маркетинг, причем не только онлайн, но и мобильный, о котором тогда никто особо не говорил. В телекоме мы сделали глобальный редизайн всей цифровой экосистемы одного из операторов.

На данном же этапе мне интересно все, что связано с цифровой трансформацией пользовательского опыта именно в промышленных компаниях. Для меня это большой вызов, потому что, с одной стороны, мы вроде отстаем от других отраслей, а с другой, — это огромный плюс, ведь уровень технологий уже совершенно другой и сделать можно намного больше.

Люди или данные? Что важнее в цифровой экономике?

Цифровую экономику не зря называют экономикой данных, но если не будет людей, которые понимают в цифре, никакие данные нам не помогут. Мы, люди, даем той или иной технологии возможность жить или умереть. Именно от людей зависит, куда качнется маятник цифровой экономики. Про большие данные, как их собирать и обрабатывать, знают все, а вот что дальше с ними делать, представляют немногие. Здесь как раз должны подключиться люди, которые обладают аналитическим мышлением. И не только они, но и те, кто понимает хорошо в бизнесе.

Человек, с одной стороны, должен действительно верить в новые технологии, а с другой стороны — оставаться человечным. Я не говорю сейчас про гиков, которые практически живут в виртуальном мире. Люди должны быть эмоциональные, по-человечески живые и при этом креативные, но верящие в технологии. Тогда я думаю, что и искуственный интеллект будет развиваться в нужном направлении. И задаваемые ему алгоритмы будут тоже правильными.

На работе вы каждый день что-то оцифровываете. Не устали? Есть технологии, которых вам не хватает дома?

Ритм жизни такой, что долго не получается сменить обстановку и куда-то вырваться, — постоянный день сурка. Я не являюсь активным пользователем VR, но однажды попробовав, поняла, что в перспективе это полезная вещь, чтобы отвлечься. Было бы здорово, когда уставший приходишь домой, погрузиться в совершенно другой мир, пусть и виртуальный.

При этом мне не нужно, чтобы пылесос разговаривал с посудомоечной машиной. В быту я весьма утилитарна. А вот холодильник, который определяет качество и срок годности продуктов, мне бы пригодился. Сейчас много слышу от коллег про экологию в агропроме.

В жизни, считаю, должен быть определенный баланс. Год назад я приняла решение, что обязательно в течение недели выделяю какое-то время и устраиваю полный диджитал детокс. Сначала была страшная ломка — когда тебя отрывают от мобильного телефона, кажется, сейчас прямо умрешь, если его не проверишь. А потом ничего — оказывается, что можно занять себя совершенно другими делами. Диджитал детокс, мне кажется, — это вообще требование нашей жизни.

Источник: блог Oracle

Блог подготовлен в рамках инициативы Oracle Women’s Leadership в России, глобальной программы корпорации Oracle по поддержке женщин, делающих карьеру в мире высоких технологий.

 

Похожие записи