Вымпелком: меньше территория — выше эффективность

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе

СМИ сообщили сразу о нескольких возможных сделках по продаже активов Vimpelcom Ltd: в Канаде, Алжире и Камбодже. Пока эта информация официально не подтверждена, однако сделки могут стать положительным событием для компании при соблюдении ряда условий, основным из которых является привлекательная цена активов.

В пятницу, 22 марта, иностранные СМИ сообщили о том, что канадское подразделение Vimpelcom Ltd может быть вскоре продано. Ранее компания сначала нарастила свою долю в канадском подразделении, а затем необходимые договоренности о продаже были достигнуты с основателем компании канадским бизнесменом Энтони Лакавером: сообщалось, что объем сделки составит $15 млн, также принадлежащей канадцу AAL Corp. отойдет фиксированный бизнес оператора и бренд Globalive. Есть информация, что для оказания содействия в заключении сделки Vimpelcom был нанят банк UBS. Также сообщается, что покупателями актива могут выступить тот же Энтони Лакавер и египетский бизнесмен Нагиб Савирис, ранее владевший данным активом до продажи его Wind Telecom Вымпелкому.

Ранее я писал, что увеличение доли в канадском операторе может свидетельствовать о намерении продолжать бизнес в Канаде, однако продажа данного актива также представляется разумным решением. Несмотря на то, что канадский рынок отличается от других развитых стран сравнительно высокими ценами на услуги связи, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне конкуренции и наличии рыночных ниш для игроков-дискаунтеров, перспективы роста там ограничены. Vimpelcom вполне мог бы направить вырученные от продажи канадского подразделения средства на инвестиции в более перспективные рынки, например, азиатские – Пакистан, Бангладеш, или Алжир в Африке, потенциал роста которых существенно выше. Канадское подразделение Vimpelcom Ltd существенно отличается от других тем, что в прочих странах компания занимает позицию оператора №1-2-3, а в Канаде она с очень большим отрывом отстает от третьего места. Это накладывает большие ограничения на развитие актива.

Кроме того, в прошлом вокруг него возникали проблемы в связи с тем, что акционерами были иностранные компании. Продажа позволит разрешить эти проблемы. Вопреки сообщениям в СМИ, представляется, что более вероятными покупателями данного актива могут стать другие телекоммуникационные компании Канады: это позволит им расширить зону покрытия, либо улучшить ее в определенных областях. Кроме того, покупатель получит готовый бизнес по оказанию услуг мобильной передачи данных от Wind. Следует, впрочем, отметить, что бизнес Wind может быть некомплементарен из-за используемых компанией частот. Гипотетически среди альтернативных местной «Большой тройке» канадских операторов заинтересованы в нем могут быть Mobilicity и Videotron Mobile. Я предполагаю, что Vimpelcom Ltd удастся продать канадское подразделение примерно за $300-350 млн, если компания в итоге изберет такой вариант дальнейших действий.

Почти одновременно с новостями о возможной продаже канадских активов появились сообщения со ссылкой на алжирскую газету Al-Fadjr о том, что с местной «дочки» Vimpelcom Ltd OTA, работающей под брендом Djezzy, были сняты ограничения на осуществление платежей в иностранной валюте, а также на ввоз оборудования из-за рубежа. А еще ранее на конференц-звонке по итогам 2012 года менеджмент компании упоминал, что значительные капзатраты в 2013 году могут быть проделаны на алжирском рынке.

Косвенно это свидетельствует о том, и об этом также пишет Al-Fadjr, что Vimpelcom Ltd и алжирским властям удалось найти решение имевшихся ранее между ними противоречий: напомню, что последние высказывали намерение национализировать оператора. Тем не менее, в своем годовом отчете Vimpelcom Ltd указывает, что необходимо сохранить операционный контроль над дочерней компанией, что позволит продолжить консолидировать ее результаты в своей отчетности. С учетом очень высокой рентабельности операций в Алжире это крайне важно. Однако 51% акций компании предположительно перейдут властям Алжира. И здесь принципиальным является вопрос, получит ли Vimpelcom Ltd за это компенсацию: ведь такой переход собственности по сути является национализацией и здесь, как нигде, высоки риски потерь. Кроме того, очевидно, что в результате такого перехода изменится учет чистой прибыли OTA в консолидированных показателях. Так или иначе, я расцениваю разрешение данной проблемы как положительное событие для Vimpelcom Ltd: оно должно позволить репатриировать доходы с территории Алжира, а также активизировать развитие данного актива. Однако пока никаких официальных комментариев от самой компании не было.

Наконец, компания намерена продать 90% акций принадлежащего ей камбоджийского оператора Sotelco. Очевидно, некоторые рынки стран Юго-Восточной Азии (ранее компания продала вьетнамское подразделение) не оправдали ожиданий Вымпелкома: несмотря на то, что несколько лет назад уровень проникновения услуг мобильной связи в них был невелик и обещал очень быстрые темпы роста доходов операторов, фактически весь этот потенциал роста был крайне быстро исчерпан. При этом «входной билет» на данные рынки достался Вымпелкому весьма дорого.

Вторая проблема заключается в сложности работы сразу на многих телекоммуникационных рынках, находящихся на разных стадиях развития. Это требует от компании больших по объему капзатрат и создает угрозу отставания от конкурентов с меньшим географическим охватом на наиболее крупных рынках. В особенности остро данная проблема проявилась после приобретения Wind Telecom, с которым компания обрела присутствие на рынках сразу нескольких новых стран.

При том, что эффект от деконсолидации данных активов будет для отчетности компании практически незаметен, она позволит провести оптимизацию CAPEX, эффект от которой может превысить негативные последствия продажи актива.

Так или иначе, сокращение географического охвата за счет не очень перспективных рынков на данном этапе представляется разумной стратегией для Vimpelcom Ltd. Если сделки по продаже активов будут подтверждены и их цены будут привлекательными, это должно стать хорошей новостью для компании.

Напомню, что рекомендация Инвесткафе по ADS Vimpelcom Ltd — «покупать». Целевая цена составляет $14,69 за акцию.

Похожие записи