В НИТУ «МИСиС» формируют будущее

В центре прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» «Кинетика» собрали прототип летательного аппарата будущего по заказу российской компании «Бартини».

Аэротакси – а именно такую функцию предстоит выполнять аппарату — успешно прошло уже несколько тестовых испытаний. Завершить разработки и представить аэротакси на рынке планируется к 2020 году.

Многочасовые пробки, переполненный общественный транспорт, трудности с планированием времени поездки — проблемы, знакомые каждому жителю мегаполиса. Но еще писатели-фантасты и футуристы XX века предсказывали подъем мобильного автотранспорта в небо.

Аэротакси будет работать по трем главным принципам: электрическая тяга; аэродинамика (подвижность) крыла; вертикальный взлет и посадка.

Аппарат взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, и далее аппарат летит подобно самолету. Приземление происходит в обратном порядке.

«В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и «летающего крыла», и так называемого конвертоплана», – рассказывает технический директор «Бартини» Виталий Салатов.

В  сотрудничестве между НИТУ «МИСиС» и компанией «Бартини»  инженеры центра прототипирования «Кинетика» приступили к сборке прототипа аппарата в марте 2018 года. Уже к маю конструкторские работы были завершены, и начались технические испытания. В ходе неоднократных испытаний в условиях открытого пространства, прототип продемонстрировал хорошую маневренность и стабильность работы систем управления.

«С нашей стороны требовалось произвести определенные детали и узлы, оснастку для композитного покрытия из углепластика, а также собрать финальный вариант прототипа будущего аэротакси в масштабах 1:2, – рассказывает руководитель производственного отдела «Кинетики» Павел Косятов. – Корпус изготовлен из полимерных материалов, оси — из стали, питание осуществляется от литиевых батарей. Вес прототипа — порядка 60 кг, а скорость — порядка 200 км/час. Аппарат управляется дистанционно. Непосредственно взлет, поддержание в воздухе и перемещение аппарата осуществляется за счет четырех «крыльев» — парных винтов, закрепленных на подвижных осях. Это эффект Бартини, названный в честь итальянского авиаконструктора».

Эффект  Бартини – прирост тяги винтов летательного аппарата и уменьшения лобового сопротивления за счет особого парного расположения моторов, вращающихся в разные стороны. Моторы заключаются в особую металлическую окольцовку, а вся конструкция носит название «импеллер».

«Центр прототипирования высокой сложности “Кинетика” НИТУ “МИСиС” был открыт в 2017 году. Это высокотехнологичная площадка, не имеющая аналогов не только в России, но и за рубежом. Благодаря талантливым инженерам и уникальному оборудованию, на сегодняшний день в университете можно реализовать полный цикл производства прототипов по заказу наших бизнес-партнеров. Разработки уникальны и предвосхищают ожидания заказчиков», – прокомментировала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

Сотрудничество «Кинетики» НИТУ «МИСиС» и компании «Бартини» будет продолжено. В ближайших планах – пересчет аэродинамических характеристик аппарата для создания полноразмерного предсерийного образца.

«Бартини» – российский стартап, резидент технопарка Сколково и участник отраслевого инкубатора аэротакси McFly.aero. Компания, названная в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, существует с 2015 года, и ее главная цель – создание удобного, маневренного, малогабаритного летающего транспорта для повседневной эксплуатации в условиях городской среды.

 

 

Похожие записи