Цифровая экономика России

Она может вырасти в три раза к 2025 году

 Объем цифровой экономики России к 2025 году может вырасти до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 г.) по сравнению с 3,2 трлн рублей в 2015 году посредством цифровых преобразований традиционных отраслей и развития самостоятельной высокотехнологичной индустрии, согласно данным опубликованного вчера отчета «МакКинзи» «Цифровая Россия: новая реальность».

Авторы исследования уверены, что цифровизация российской экономики – источник долгосрочного экономического роста. По оценкам специалистов «МакКинзи», потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 г.). Это составляет от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП страны.

Несмотря на то, что сегодня доля цифровой экономики в ВВП России составляет всего 3,9%, темпы роста ее объема существенно опережают темпы роста ВВП страны. ВВП страны с 2011 по 2015 год вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59% (на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 года). Таким образом, с 2011 по 2015 год цифровая экономика росла в 8,5 раза быстрее экономики России в целом и составила четверть (24%) общего прироста ВВП.

Россия уже живет в цифровой эре, занимая первое место в Европе по количеству пользователей интернета. России практически с нуля удалось создать крупные цифровые компании, и некоторые из них добились международной известности. Это крупнейший в мире независимый «Тинькофф Банк», который не имеет физических отделений, экосистемы сервисов «Яндекс» и Mail.ru, производитель морских тренажеров и электронных навигационных систем «Транзас», площадка электронных объявлений Avito, соцсеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «Лаборатория Касперского» и многие другие.

«Достижение  амбициозной, но реалистичной цели по утроению размеров цифровой экономики к 2025 году потребует слаженных совместных усилий государства и бизнеса, умения быстро адаптировать и внедрять технологические достижения, а также учитывать потребности, предпочтения и привычки потребителей, — отметила Елена Кузнецова, партнер  «МакКинзи». — Для этого в стране существуют все необходимые предпосылки: солидная интеллектуальная и научная база, развитая система среднего и высшего технического образования и сформированная емкость внутреннего рынка цифровых решений».

Эксперты «МакКинзи» проанализировали тенденции и потенциал цифровых преобразований в телекоммуникационном, финансовом и промышленном секторах, а также в сфере здравоохранения, и выделили следующие фундаментальные элементы эффективности данных изменений в экономике:

  • Использование мирового опыта наиболее успешных компаний
  • Освоение технологий «Индустрии 4.0»
  • Переподготовка кадров и дополнительное образование
  • Пропаганда инноваций
  • Развитие культуры инноваций и освоения новых технологий
  • Развитие цифровой инфраструктуры
  • Обновление образовательной инфраструктуры
  • Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей
  • Сотрудничество с другими участниками экосистемы
  • Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства

 При этом в России существует значительный интеллектуальный потенциал для развития цифровых стартапов: в стране есть много квалифицированных разработчиков, востребованных, в том числе, в Кремниевой долине и имеющих опыт участия в зарубежных проектах. Ключом, который позволит высвободить этот потенциал, может стать грамотная организация поддержки цифровых стартапов со стороны государства и частных инвесторов, а также достаточное финансирование.

 Телекоммуникационный сектор

 Для телекоммуникационной отрасли в России, как и во всем мире, характерны четыре цифровые тенденции: цифровое преобразование операционной модели, применение методов углубленного анализа с использованием больших массивов данных (Big Data), формирование экосистем партнерских сервисов вокруг основного бизнеса и выход на смежные цифровые рынки. Следование каждой из этих тенденций может кардинально повысить прибыльность операторов связи благодаря оптимизации издержек при сохранении масштабов бизнеса или за счет увеличения доходов.

«В долгосрочном периоде лидирующие позиции на рынке займут те игроки, которые смогут создать экосистемы партнерских сервисов и выйти на смежные рынки», — сказал Владимир Кулагин, партнер «МакКинзи».

Сектор финансовых услуг

 Цифровизация лидирующих российских банков соответствует уровню цифрового развития крупнейших мировых финансовых институтов. При этом российская банковская отрасль пока характеризуется существенным разрывом в качестве цифрового развития между банками-лидерами и банками-догоняющими. Согласно данным отчета, уровень проникновения дистанционного банковского обслуживания в России сильно отстает от уровня распространенности интернета. Однако это свидетельствует о существенном потенциале роста. Быстрому переходу на цифровое банковское обслуживание в России благоприятствуют многие факторы, прежде всего готовность потребителей покупать банковские продукты через интернет.

Институциональная инфраструктура российского сектора финансовых технологий находится на раннем этапе развития. Уже появились отраслевые инкубаторы и акселераторы (финтех-акселератор ФРИИ, Future Fintech, акселератор GenerationS), а крупнейшие банки успели создать собственные финтех- подразделения («Альфа-Лаборатория», «Сбербанк Технологии»). Возникают и успешные примеры кооперации между банками и финтех-компаниями. Один из примеров —группа «Открытие», которая приобрела финтех-проект «Рокетбанк», тем самым получив доступ к новым клиентским сегментам и команду профессионалов в области цифровых решений.

«В отсутствие макроэкономических потрясений у российской банковской системы есть хорошие шансы стать одной из самых передовых в мире – благодаря наличию амбициозных и сильных лидеров рынка, регулятору, быстро реагирующему на современные тенденции в мире финансов и технологий, а также готовности населения переходить на новые более удобные модели получения финансовых услуг, — отметил Александр Аптекман, партнер «МакКинзи».

Промышленный сектор

Инновации, преображающие промышленность во всем мире, объединены под названием «Индустрия 4.0» и включают такие инновационные методы, как анализ больших массивов данных, машинное обучение, машинное зрение, промышленный «интернет вещей», виртуальная реальность, дополненная реальность, трехмерное моделирование, трехмерная печать, беспилотные летательные аппараты и робототехника.

В России начинают появляться успешные примеры внедрения цифровых технологий промышленного производства. В авиационной и атомной промышленности достаточно широко распространены системы компьютерного проектирования и управления жизненным циклом продукции (Product Lifecycle Management, PLM). В нефтяной и газодобывающей отрасли используются инструменты трехмерного моделирования месторождений, а в горнодобывающих отраслях активно применяются датчики и портативные устройства, помогающие отслеживать состояние и местонахождение техники, местонахождение рабочих, уровень загазованности шахт, а также оптимизировать работу ремонтных бригад.

 Согласно результатам исследования, внедрение элементов «Индустрии 4.0» в российских компаниях промышленного сектора к 2025 г. способно увеличивать объем российского ВВП на сумму от 1,3 до 4,1 трлн руб. ежегодно.

 «Промышленные компании – фундамент российской экономики, — отметила Елена Кузнецова. —  Заблаговременное начало освоения современных технологий «Индустрии 4.0», таких как промышленный интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, сенсорные интерфейсы и продвинутая роботизация, позволит промышленным компаниям России повысить конкурентоспособность и эффективность производства, а также внести существенный вклад в развитие цифровой экономики России».

 Здравоохранение

 Новые информационные технологии в России начинают использовать не только частные клиники, но и многие государственные медицинские учреждения, отмечают авторы доклада. Дальнейшее вложение ресурсов в развитие цифровых инструментов, в разработку и массовое внедрение новых ИТ-систем и платформ, а также оснащение медицинских учреждений необходимым оборудованием и электронными устройствами, уделяя при этом особое внимание обучению пользователей – как персонала, так и пациентов – основа развития потенциала отрасли, отмечается в исследовании.

Исследование «Цифровая Россия: новая реальность» отвечает на вопросы о будущем цифровых технологий в России и будущем России в цифровом мире.  Специалисты  «МакКинзи»  собрали и проанализировали аналитические данные за несколько лет, а также провели экспертный опрос, сформировав целостный, детальный прогноз возможного влияния цифровых преобразований на экономику, инвестиционный климат и качество жизни в России. В исследовании представлены стратегические шаги, которые могут способствовать совершению технологического скачка России, а также предложены сценарии реализации цифрового потенциала страны.

О Digital McKinsey

Digital McKinsey — глобальная экспертная группа, объединяющая специалистов  «МакКинзи»  по цифровым технологиям. В ее функции входит не только консультирование клиентов, но также развитие, накопление знаний и навыков и передача их клиентам – все, что необходимо для создания стоимости с помощью цифровых преобразований бизнеса. В состав Digital McKinsey входят более 2000 экспертов из разных стран мира, среди которых более 800 разработчиков, проектировщиков, ИТ-архитекторов, специалистов по обработке данных, тренеров по внедрению методологии Agile и консультантов, специализирующихся на применении передовых аналитических методов.

Дополнительная информация об экспертной группе Digital McKinsey: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ru/our-work/mckinsey-digital

О «МакКинзи»

«МакКинзи» — международная компания, работающая в сфере управленческого консалтинга. Миссия компании — оказывать всестороннее содействие частным компаниям и государственным организациям в достижении устойчивых положительных результатов. Обладая обширной сетью экспертов, которые работают более чем в 100 офисах в 60 странах мира, «МакКинзи» стремится использовать эти знания и опыт на благо клиентов во всех отраслях и функциональных сферах в любой точке планеты. Компания работает в тесном взаимодействии с руководством и специалистами клиентов на всех организационных уровнях, помогая разрабатывать эффективные стратегии, создавать условия для проведения преобразований, формировать нужные навыки и успешно внедрять эффективные решения.

 

Похожие записи