Тренды российского рынка путешествий и туризма

Компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight опубликовали новые данные о покупательских привычках россиян в отношении туристических услуг в интернете.

Хотя в целом количество путешественников оказалось немного ниже, чем в 2015 году (например, за последние 12 месяцев только 26% россиян — активных интернет-пользователей выезжали за границу, по сравнению с 30% годом ранее) онлайн-сегмент российского рынка путешествий продолжает расти.

И билеты, и проживание в гостиницах российские интернет-пользователи предпочитают заказывать  онлайн: в вопросе о способе совершения последнего по времени заказа большинство (от 51% в сегменте авиабилетов до 60% в сегменте бронирования отелей) ответили, что заказ был сделан в Сети.

Россияне, покупающие туристические услуги в интернете, главными преимуществами выбора и заказа в Сети чаще всего называли возможность выбрать лучшие цены и тем самым сэкономить (36%), или возможность самостоятельного планирования поездки (20%).

Сильнее всего поведение покупателей изменилось в части оплаты авиабилетов. Пользователи все чаще не только ищут варианты для путешествий, но и переводят деньги за них  онлайн: если в 2015 г. 11% покупателей авиабилетов ответили, что самый свежий по времени заказ делали в Сети, но оплачивали его  оффлайн, то сейчас доля подобных ответов снизилась до 4%.

Единственной крупной категорией туристических продуктов, где интернет по-прежнему используется в основном для выбора, но не для заказа и оплаты, остаются туры: самым распространённым способом покупки тура стал выбор через интернет при оффлайн-заказе (39% против 10-19% для билетов и бронирования отелей).

Кроме того, исследование позволило выявить ряд интересных фактов о демографическом портрете тех, кто приобретал туристические продукты через интернет:

—              Если авиабилеты ожидаемо чаще всего приобретают через интернет жители крупных городов, то доля онлайн-заказов для билетов на поезда или бронирований в отелях выше всего среди активных интернет-пользователей, проживающих в городах среднего размера (с населением 100-400 тыс. человек).

—              Чаще всего через интернет туристические услуги приобретают люди в возрасте 35-54 лет, при этом большинство пользователей таких веб-сервисов составляют женщины.

По данным опроса, наиболее популярные онлайн-сервисы для покупки туристических продуктов — это:

—              веб-сайт РЖД (43% покупателей пользовались этим сайтом хотя бы раз за последний год);

—              веб-сайты авиакомпаний (30%);

—              сервисы бронирования отелей (29%);

—              сервисы продажи авиабилетов (22%);

—              бронирование номеров на сайтах отелей (21%).

Исследование также позволило выявить демографический портрет пользователей шеринговых сервисов, которые становятся все более популярными в России, — таких как Airbnb и BlaBlaCar (8% респондентов ответили, что они пользовались онлайн-сервисами для краткосрочной аренды комнаты или квартиры, и 11% опрошенных указали, что пользовались онлайн-сервисами для поиска попутчиков).

Согласно результатам опроса, среди тех, кто пользовался сервисами вроде Airbnb, доминирует молодёжь (более 55% еще нет 35 лет), с почти одинаковым соотношением мужчин и женщин (51% на 49%, при том что в целом среди пользователей онлайновых туристических сервисов мужчин только 44%), и много людей с высоким достатком (у 9% семейный доход превышает 150 тыс. рублей в месяц, тогда как в целом среди тех, кто пользуется интернетом для покупки любых туристических продуктов, такой семейный доход был лишь у 6%). Что касается поиска попутчиков, портрет среднестатистического пользователя заметно отличается: доля мужчин в этой категории еще выше (56%), при этом 37% респондентов живут в небольших городах (с населением менее 100 тысяч человек), и 35% – из семей с низким доходом (30 тысяч рублей в месяц).

«Несмотря на сокращение выездного туризма, которое лишь отчасти компенсируется ростом туризма внутреннего, онлайн-продажи путешествий растут – по оценке Data Insight, российский рынок eTravel в 2015 году вырос на 30% до 550 миллиардов рублей, – говорит Борис Овчинников, партнёр Data Insight. – Наше совместное с PayPal исследование российского рынка электронной торговли, которое проводится уже третий год подряд и которое охватывает, в том числе и рынок онлайн-туризма, показывает драйверы этого роста – удобство выбора  онлайн оптимального предложения по цене, возможность самостоятельного планирования путешествий. Также популярности онлайн-продаж билетов и туров помогает и то, что российские интернет-пользователи становятся все более опытными – ведь их онлайн-стаж растет с каждым годом».

«Мы считаем, что переход к онлайн-модели потребления среди путешественников в ближайшие годы будет ускоряться – в том числе за счет тех, кто ищет более выгодные цены. Но это возможно лишь при условии сохранения доверия к сервису, – говорит Владимир Малюгин, глава PayPal в России. – В прошлом году мы расширили действие нашей программы защиты покупателей, когда PayPal помогает вернуть деньги за не оказанную услугу или в случаях, когда товар или услуга серьезно отличались от описания. Теперь наша программа распространяется и на нематериальные виды товаров, в том числе на билеты и туристические услуги – специально, чтобы наши пользователи могли не переживать при планировании долгожданного отпуска. Хорошая новость заключается в том, что в настоящее время опция оплаты через PayPal доступна на сайтах и в приложениях большинства международных игроков туристического рынка – начиная со всемирно известных авиакомпаний, и заканчивая небольшими компаниями по сдаче в аренду жилья в Греции».

 

Похожие записи