Рынок платного ТВ в России по итогам 2015 года (предварительные итоги)

По данным ИАА TelecomDaily, количество абонентов платного ТВ в России по итогам 2015 года составило 39,62 млн. За 12 месяцев 2015 года прирост абонентов составил 2,02 млн. абонентов.  За 2014 год рост числа абонентов платного ТВ составлял 2,6 млн.

Рынок платного ТВ в России продолжает постепенно развиваться: проникновение услуг платного ТВ в России достигло уровня 72%.  Впервые за долгое время по итогам 2015 года на рынке платного ТВ изменилась тройка операторов-лидеров: на третье место вышел «Орион Экспресс», обойдя «ЭР-Телеком» и МТС, образовав группу лидеров с «Триколор ТВ» и «Ростелекомом».

Порядка 90 % подключений в 2015 году обеспечила первая «пятерка» крупнейших операторов платного ТВ.  По итогам 2015 года на «первую тройку» приходится 58% рынка платного ТВ в пересчёте на абонентов, а на «первую пятёрку» — 72%.

Спутниковый оператор «Орион Экспресс» продемонстрировал по итогам 2015 года максимальную динамику подключений: он увеличил абонентскую базу на 8,5% (220 тыс.) до 2,8 млн. домохозяйств. Крупнейший спутниковый оператор «Триколор ТВ» увеличил абонентскую базу на 8,3% (900 тыс.) до в общей сложности 11,8 млн домохозяйств. Третий крупный игрок, «Ростелеком», увеличил базу подписчиков на 7,3%.

Спутниковый сегмент платного ТВ по-прежнему является наиболее востребованным. Операторы фиксированного ТВ (за исключением «Ростелекома») не показывают серьёзных изменений ввиду отсутствия запуска сетей в новых регионах, наращивая базу лишь за счёт увеличения доли проникновения услуг в уже имеющихся. Стоит отметить, что прирост «Ростелекому» также обеспечил запуск ОТТ-сервиса в ноябре месяце 2015 года.

Отметим, что данные по компании «ЭР-Телеком» рассматриваются  без учёта абонентской базы компании «Ярославльтелесеть». Поскольку Арбитражный суд Ярославской области отменил результаты аукциона, прошедшего в феврале 2015 г., на котором было продано 100% акций компании, находившихся в муниципальной собственности города. В торгах приняли участие две компании: ООО «Онлайн Бюро» и ставший победителем кипрский офшор Er-Telecom Holding Limited, который предложил за акции 305,5 млн. руб.

Мнение генерального директора ИАА TELECOMDAILY Дениса Кускова: «Спутниковый сегмент, благодаря ценовой политике игроков и большому охвату, по-прежнему растёт большими темпами, чем сегмент фиксированного ТВ. По темпам роста за 2015 год «Орион Экспресс» впервые показал лучший результат по годовому приросту абонентов в процентах —  8,5% против 8,3% у «Триколор ТВ». В то же время имеет место замедление темпов роста проводных операторов в крупных городах. Это требует от них выхода в новые регионы, прежде всего это касается городов с населением от 100 до 500 тыс. человек, куда операторам нужно выходить в ближайшее время, учитывая более низкое проникновение услуг в таких населенных пунктах, где оно находится на уровне 35-40 %. а пока операторы стараются лишь увеличить проникновение своих услуг в регионах присутствия».

Комментирует   генеральный директор «Орион Экспресс» Кирилл Махновский:  «В 2015 году российский рынок платного телевидения приблизился к  своей  поворотной точке. По разным оценкам в ближайшее пятилетие сегмент спутникового ТВ в России прирастет не более, чем на 2,5 млн. пользователей. Борьба за абонента стремительно перемещается от наращивания абонентской базы в плоскость повышения ее доходности, что особенно чувствительно в условиях спада потребления в целом. При анализе успешности проектов операторов на первый план выходят такие параметры, как ARPU и отток.  Как при этом будет развиваться спрос, помимо очевидного стремления абонентов к оптимизации расходов? Опыт развитых рынков подсказывает, что гибридизация телесмотрения и интернета –  ключевой тренд развития телеком-отрасли по всему миру, игнорировать который российским операторам спутникового ТВ в дальнейшем не представляется возможным. С уверенностью можно сказать, что аудитория, в особенности молодая, все больше предпочитает гаджеты телевизору.  У спутниковых операторов есть лишь  один путь —  становиться все более мультиплатформенными. В России рассматривать ОТТ как отдельное направление бизнеса пока преждевременно. Но при верно выбранной модели мультискрин-сервисы прекрасно сочетаются с DTH как дополнительная услуга для действующих абонентов, и в самой ближайшей перспективе имеют все шансы стать драйвером рынка и увеличения среднего чека».

 

Похожие записи