Издательская группа «Профи-Пресс»




Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





Яндекс.Метрика



Российские разработки ПО

Они  «разгоняют» внутренний рынок. Временно

Ассоциация «РУССОФТ» определила тенденции, характерные для софтверной отрасли России в 2016-2017 годах.

Если зарубежные доходы российских разработчиков ПО растут с 2014 г. стабильно на 11-13%, и аналогичное увеличение ожидается по итогам 2017 г., то продажи на внутреннем рынке в долларовом выражении в 2016 г. стали обеспечивать основной прирост доходов большинства предприятий отрасли после резкого сокращения годом раньше.

В прошлом году софтверные компании заработали в России не менее $4,4 млрд, что на 21% больше, чем в 2015 г. По итогам 2017 г. они ожидают рост на 14%, но эта оценка основана на ожиданиях опрошенных компаний при условии стабильного обменного курса национальной валюты или его снижения по отношению к доллару США. При укреплении рубля на 10% в 2017 г. рост в долларовом выражении окажется выше — до 25%.

Основные экономические показатели, характеризующие софтверную индустрию России в 2013-2017 годы (рост/падение по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года):

 

2013 г.* 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.**
Совокупный оборот российских софтверных компаний, $ более $11 млрд. $12 млрд.

(+5%)

$10,34 млрд. (-10%) $12 млрд. (+16%) $13,6 млрд. (+13%)
Объем зарубежных продаж, $ $5,4 млрд. (+17%) $6 млрд. (+11%) $6,7 млрд. (+12%) $7,6 млрд. (+13%) $8,6 млрд. (+13%)
Доля зарубежных продаж в совокупном обороте 49% 50% 65% 63% 63%
Объем продаж на внутреннем рынке, $ $5,6 млрд. $6 млрд. (+7%) $3,64 (-39%) $4,4 млрд. (+21%) $5 млрд. (+14%)

* — до 2013 г. «РУССОФТ» не определял размер совокупного оборота, поэтому нет данных по росту оборота по сравнению с 2012 г.

** — прогноз

Из-за часто возникающей путаницы, когда вычисленный аналитиками «РУССОФТ» объем зарубежных продаж софтверных компаний путали с объемом зарубежных продаж с позиций российских юридических лиц (который измеряется чистым притоком в Россию валюты за исполненные ими контракты), вместо понятия «экспорт» решено использовать термин «зарубежные продажи». Дело в том, что не всегда зарубежные продажи ПО, разработанного российскими компаниями, ведут к прямому поступлению валюты в Россию. Часть денег остается в юридических лицах, созданных российскими компаниями в других странах в соответствии с мировой практикой, чтобы быть ближе к клиенту (в условиях современной геополитики такая практика становится особенно актуальной). Эти средства частично идут на развитие зарубежных центров разработки и офисов продаж, включая затраты на маркетинг. А частично они возвращаются в страну в соответствии с законодательством, регулирующим холдинги.

Таким образом, имеется три разных показателя, характеризующих внешнеэкономическую активность российских софтверных компаний в 2016 г.:

  1. Совокупные зарубежные продажи российских софтверных компаний — $7,6 млрд (расчет «РУССОФТ»);
  2. Приток валюты в Россию от зарубежных продаж — $4,8-5 млрд (экспертная оценка «РУССОФТ»);
  3. Экспорт компьютерных услуг — $2,7 млрд (статистика ЦБ России).

Все предыдущие сообщения о зарубежных продажах в 2016 г. и 2017 г. (прогноз) со ссылкой на «РУССОФТ» были основаны на предварительных и очень приблизительных расчетах.

 

Даже на растущем рынке тесно

В любом случае софтверные компании ожидают вполне приличного роста продаж на внутреннем рынке — не меньшего, чем за рубежом. При этом не стоит говорить о том, что разработчики сознательно переориентируются на российский рынок в ущерб работе за пределами своей страны. После потрясений российской экономики с резким сокращением внутреннего рынка программного обеспечения в 2009 г. и 2014-2015 гг.. подавляющее большинство разработчиков нацелено на работу на экспорт. Согласно исследованию «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», инициированному корпорацией SAP, только 10-15% российских компаний, разрабатывающих софт для корпоративного рынка, не присутствуют и не планируют присутствовать в дальнем зарубежье.

Данные «РУССОФТ» говорят о том, что многие разработчики, которые прежде весь (или почти весь) доход получали в России и ближнем зарубежье, теперь рассматривают возможности работы по всему миру. Один из ярких примеров — создание компанией «1С» дочерней структуры, которая специализируется на продвижении решений материнской структуры как на западных рынках, так и на рынках развивающихся стран.

 

Малые лучше растут в России

Перспективы роста продаж на глобальном рынке в ближайшие годы хорошие, несмотря на проблемы, создаваемые российским компаниям на рынках западных стран. Однако стоит обратить внимание на то, что небольшим компаниям сложнее работать за рубежом, чем в России. Итоги 2016 г. еще раз подтвердили, что для наращивания зарубежных продаж желательно иметь оборот $10-20 млн. Зато на внутреннем рынке темпы роста небольших продуктовых компаний выше (по сервисным компаниям большого различия нет). Чтобы такие компании быстрее закреплялись на глобальном рынке, необходима более мощная государственная поддержка.

Изменение объема продаж в России и за рубежом в зависимости от размера компаний и используемой модели бизнеса (по итогам 2016 г. в долларовом выражении)

 

Изменение объема зарубежных продаж Изменение продаж на внутреннем рынке
Продуктовые компании
Оборот менее $5 млн. -4% +58%
Оборот от $5 млн. до $20 млн. +3% +19%
Оборот более $20 млн. +10% +1%
Сервисные компании
Оборот менее $5 млн. +2% +14%
Оборот от $5 млн. до $20 млн. +8% +10%
Оборот более $20 млн. +24% +13%

 

По материалам ассоциации  «РУССОФТ»





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




© 1994 - 2017 Издательская группа «Профи-Пресс»