Рейтинг цифровизации банков

Его составила российская компания VR_Bank

Главный вывод исследования – с момента публикации аналогичного рейтинга по итогам 2019 года уровень цифровизации банков стремительно вырос.

В период пандемии банки цифровизируют свои продукты небывалыми темпами, предлагают новые услуги и вступают в коллаборацию со стартапами. Все вместе это формирует принципиально новую цифровую среду.

Рейтинг рассчитан по 23 параметрам, которые объединены в пять блоков. С учетом внешних обстоятельств в рейтинг были введены новые критерии оценок, дающие представление об онлайновости банка и готовности к цифровизации.

Первый блок – финансовые показатели, косвенно отражающие объём расходов кредитных организаций на IT (доля расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за первое полугодие 2020 год, отношение нематериальных активов к общему капиталу банка на 1 января 2020 года).

Второй блок – наличие онлайн-сервисов, доступных клиентам – физическим и юридическим лицам: участие в системе быстрых платежей, наличие интерфейса для самозанятых граждан, онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса, возможность зарезервировать номер расчетного счёта онлайн. В новом рейтинге также оценивается доступность электронных банковских гарантий, открывающих возможность для МСП участвовать в электронных торгах без визита в банк. Также учитывалось наличие предложений для мобильного эквайринга с помощью смартфонов: этот сервис оказался очень востребован в дистанционных продажах в период пандемии.

Третий блок – количество установок и рейтинг приложений для физлиц в App Store и Google Play.

Четвертый блок – анализ качества и скорости обработки обращений в Facebook, ВKoнтакте, Instagram. Такого рода сервис для физических лиц и ИП – важное конкурентное преимущество.

Пятый блок – количество контрактов со стартапами Фонда «Сколково».

Лидерами рейтинга цифровизации по итогам I полугодия 2020 года стали:

  1. Тинькофф
  2. ВТБ
  3. Сбербанк
  4. Райффайзенбанк
  5. Альфа-Банк

По сравнению с итогами 2019 года в топ-5 рейтинга произошли существенные изменения.

Из второй десятки рейтинга сразу на 2 место поднялся банк ВТБ. Новая стратегия банка до 2022 года предполагает существенный рост доли цифровых каналов во взаимодействии с клиентом. Рост позиций банка в рейтинге произошел по ряду показателей:

  • увеличение количества отзывов о приложении в App Store (в 50 раз);
  • улучшение оценки приложения в Google Play;
  • увеличение количества постов в социальных сетях (примерно в 3 раза);
  • появление сервиса для самозанятых, онлайн-бухгалтерии от банка, возможности зарезервировать новый счёт и оформить банковскую гарантию онлайн;
  • возросли расходы банка на НИОКР, покупку лицензий.

Лидер прошлогоднего  рейтинга – Райффайзенбанк – опустился на 3 позиции, Альфа-Банк – на одну позицию, Ак Барс – на 3 позиции.

Позитивный тренд продемонстрировали Совкомбанк (+2 позиции), Хоум Кредит Банк (+8 позиций), Уральский Банк Реконструкции и Развития (+3 позиции).

Существенное улучшение позиций банков произошло по многим показателям. Например, улучшились мобильные приложения для клиентов, а возможность зарезервировать счёт онлайн предлагают сразу 33 банка из 50 участников рейтинга (полгода назад такая возможность была лишь у 22 банков).

Почти в два раза увеличилось число банков, которые присоединились к Системе быстрых платежей (32 против 17 полгода назад). При этом электронные банковские гарантии пока предлагают лишь 15 банков, а мобильный эквайринг с помощью смартфонов всего 7. Здесь имеется большой потенциал для дальнейшего развития сервисов, предоставляемых МСП.

Об исследовании

  1. В выборку попали банки, которые входили в топ-50 по активам на 30.08.2020 согласно статистике ЦБ РФ. Другие данные собраны из открытых источников.
  2. Проверка наличия сервисов для самозанятых осуществлена по включению банка в «Перечень кредитных организаций, наладивших информационный обмен с ФНС России». Данные с официального сайта ФНС: https://npd.nalog.ru/credit-orgs/.
  3. В случае с App Store количество установок неизвестно, поэтому учитывалось количество отзывов на приложение. Количество установок (и отзывов) взвешивалось на количество клиентов-физических лиц.

О компании, составившей рейтинг

VR_Bank – инновационная российская компания-разработчик индивидуальных платежных решений в сферах электронной коммерции, телекома и банкинга. Основной продукт – модульный финтех-сервис VR_Cube, предоставляющий полный спектр финансовых и аналитических сервисов для онлайн-коммерции и МФО (интернет-эквайринг, электронные кошельки, KYC, переводы, бонусные и кэшбэк-сервисы). VR_Bank является резидентом кластера информационных технологий фонда «Сколково».

Экспертная панель Фонда «Сколково» – уникальна для России. Она объединяет более 700 специалистов (треть из них – международные эксперты), которые осуществляют научную, техническую и бизнес-экспертизу проектов.  Методика экспертизы, успешно применяемая Фондом «Сколково», позволяет проводить комплексную оценку не только проектов участников, но и проектов других структур инновационного рынка России. Экспертов «Сколково» активно привлекают Минпромторг, РВК, Фонд Бортника и другие организации.

Похожие записи