РДТЕХ: каким был год

Грант Арутюнов, директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ

Подводя итоги года, можно с уверенностью сказать, что телекоммуникационная отрасль была богата знаковыми событиями. Прежде всего, стоит сказать, что рынок телекома продолжает активно развиваться и расти.

Сначала поговорим о ключевых событиях в отрасли, а потом перейдем к анализу трендов. Пожалуй, главным событием стоит считать активное участие Минкомсвязи в реформировании отрасли — отмена так называемого «мобильного рабства». То есть теперь абоненты смогут сохранить свой номер при смене оператора. Сразу стоит сказать, что услуга платная и это наводит на определенные размышления, о которых мы поговорим ниже.

Заметным событием уходящего года стала сначала покупка банком ВТБ акций оператора Tele2, а затем совместное решение Ростелекома и Tele2 создать четвёртого федерального оператора связи, учитывая позиции обеих компаний на рынке. Такая стратегическая инициатива с высокой степенью вероятности будет успешной.

Также стоит сказать, что отмена внутресетевого роуминга в итоге не состоялась. Профильное министерство сыграло здесь ключевую роль, в первую очередь, отказавшись от планируемых ограничений на законодательном уровне. Но тут сразу стоит оговориться — в большой тройке произошло достаточно ощутимое снижение стоимости как входящих, так и исходящих звонков.

Кроме того, важным событием 2013 года стал запуск LTE. Первопроходцем здесь называют МегаФон, но остальные игроки также продолжают расширять покрытие своей сети, поддерживающей данный стандарт, концентрируясь в первую очередь на Москве и Санкт-Петербурге, а также других городах-миллионниках.

IPO компании МегаФон наконец-то состоялось, и теперь акции одного из игроков «большой тройки» торгуются на Лондонской и Московской биржах. Стоит сказать, что оператор смог привлечь почти 2 млрд. долларов США.

Хотелось бы ещё упомянуть, что завод «Микрон», наконец, выпустил первые партии чипов для вычислительного и телеком-оборудования по технологии 90 нм. В первую очередь они предназначены для использования в различных ИТ-решениях для аэрокосмической отрасли и телеком-операторов. Также стоит сказать, что завод будет выпускать SIM-карты с модулем ЭЦП и другую продукцию.

Теперь поговорим о тенденциях, которые ожидают телеком-рынок в ближайшие несколько лет. Главным трендом будет переход как на публичные, так и на частные облака крупнейших игроков рынка. Миграции в облака подвергнется буквально всё, начиная от офисных АТС и ЦОДов, заканчивая различными сервисами для конечного пользователя.

Вторым трендом станет постепенное развитие LTE в России. Здесь хотелось бы отметить, что многие из покупаемых российскими потребителями смартфонов и планшетов поддерживают данный стандарт

Третьим и очевидным трендом является развитие мобильных платежей, которые медленно, но верно поглотят классические. На смену интернет-банкингу придет мобильный банкинг. По данным Forrester Research, на конец 2012 года 94% мировых банков уже заявили о том, что разработали и используют мобильные сервисы (включая мобильные версии сайтов, поиск банкоматов, мобильный и SMS-банкинг, приложения и так далее), причем 38% из них сделали это за последний год. Приятно отметить, что и российские банки активно развивают данное направление.

Далее следует развитие IP-телефонии и ВКС. Стоит сказать, что появляется всё больше решений, которые предлагают интегрированные сервисы, как для B2B, так и для В2С-рынка.

Отмечу и активный рост в сегменте телевидения — это в первую очередь касается спутникового ТВ, Smart-ТВ, а также относительно нового для России сегмента мобильного ТВ. Оно демонстрирует огромные темпы роста. По данным компании SPB TV, рост количества пользователей составляет 250-300% ежегодно, и в 2013 году (сейчас подводятся итоги) объём рынка превысит 3 млрд. руб.

Важным трендом будет внедрение технологий Big Data. В первую очередь это связано с активным ростом пользователей сети Интернет в России, а также увеличением проникновения высокоскоростного интернета в отдалённые регионы страны. Колоссальный рост мобильного трафика за счёт социальных сетей, сервисов и покупок посредством интернета диктует необходимость анализа огромных объёмов неструктурированной информации.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что российский телеком-рынок как в сегменте B2B, так и B2C ожидает глобальная интеграция и, как следствие, размытие границ направлений внутри сегмента. Переход к облачным технологиям и технологиям Big Data создаст новые нишевые рынки. За счёт отмены «мобильного рабства», скорее всего, произойдёт незначительное перераспределение клиентского портфеля «большой тройки». Появление четвертого федерального игрока также может повлиять на доходы ключевых игроков. С большой вероятностью объединённая компания Tele2 и Ростелекома применит стратегию демпинга, что также может существенно повлиять на тарифную политику как на B2C, так B2B-рынке.

Похожие записи