Пользоваться с умом

К 2025 году москвичи будут тратить на умные цифровые устройства в 1,5 раза больше, чем сегодня

Каждая десятая московская семья пользуется роботом-пылесосом. Устройствами для «умного дома» оборудовано уже 5% столичных домохозяйств. Москвичи начали отказываться от телевизоров – их нет уже в каждом десятом домохозяйстве. К таким выводам пришли аналитики Avito и Департамента информационных технологий города Москвы по итогам совместного исследования «Использование цифровых устройств в столице». Затраты москвичей на электронные устройства составляют 38 тысяч рублей в год – 2% от общих доходов, а к 2025 году, по прогнозу, их доля увеличится в 1,5 раза. Также эксперты выяснили, что мессенджеры обошли социальные сети на 8 п.п. и стали самым популярным инструментом для получения информации и общения: их использует 74% москвичей.

Какими цифровыми устройствами пользуются москвичи?

Уровень проникновения цифровых устройств в Москве растет с каждым годом: у 4 из 5 москвичей  есть смартфон, тогда как 5 лет назад им владел только каждый третий. Более востребованными становятся фитнес-браслеты и умные часы – этими категориями устройств пользуются по 8% москвичей. Устройства виртуальной реальности есть уже у 2%. Электронные книги, напротив, теряют популярность: ими пользуются 17% респондентов.

Согласно результатам исследования, 9% московских домохозяйств уже используют роботы-пылесосы, а 5% оборудовано устройствами для «умного дома». 17% опрошенных развлекаются с помощью игровых приставок. Ноутбуки и планшетные компьютеры переживают пик популярности: их доля составляет 77% и 47% соответственно. А уровень проникновения настольных компьютеров снижается: они есть в 61% домохозяйств. Несмотря на довольно высокий показатель проникновения телевизоров – 90%, эксперты сделали вывод о снижении их популярности. Еще несколько лет назад этот показатель приближался к 100%, а сейчас модель потребления информации сместилась в сторону мобильных устройств и портативных компьютеров, особенно среди молодежи.

Наиболее высок уровень проникновения цифровых устройств среди пользователей в возрасте от 18 до 25 лет: 94% молодежи пользуется смартфонами, 29% − умными часами и фитнес-браслетами.

По заключению экспертов, москвичи старших возрастных категорий также являются активными пользователями гаджетов. Смартфонами пользуются 77% респондентов в возрасте 50 – 59 лет и 64% − старше 60 лет. Умные часы и фитнес-браслеты используют 12% опрошенных 50 – 59 лет и 5% – в возрастной категории «60+».

Теряющие популярность электронные книги активнее всего читают пользователи старше 60 лет – 18%, что чуть выше среднего уровня проникновения этих устройств в Москве (17%).

Эксперты также проанализировали динамику популярности цифровых устройств среди пользователей Avito. Предложение передовых устройств на сайте значительно выросло среди всех категорий электронных товаров. Наибольшую популярность приобрели очки виртуальной реальности: за 2017 год число объявлений, опубликованных пользователями сайта, выросло на 42% по сравнению с 2016 годом. На втором месте – фитнес-браслеты: плюс 27% за год, замыкает тройку лидеров робот-пылесос, прибавивший 23% за тот же период. Предложение умных часов увеличилось на 12%, настольных компьютеров – на 3%, а мобильных телефонов – всего на 2%. Рекордную динамику продемонстрировали устройства для майнинга: +5700% за 2017 год. Аналитики зафиксировали отрицательную динамику в следующих категориях товаров: ноутбуки (-4%), игровые приставки (-16%), электронные книги (-17%) и планшеты (-22%).

Сколько москвичи тратят на цифровые устройства?

Жители мегаполиса тратят на цифровые устройства в среднем 2% своих доходов  – 38 тысяч рублей в год. Причем за последние 7 лет этот показатель вырос в 1,5 раза (с 1,3% в 2010 году). Эксперты прогнозируют, что в 2025 году затраты московской семьи на данную статью расходов увеличатся на 1,5% − в среднем до 3,1%.

В 2017 году почти половина затрат москвичей на цифровые устройства – 46% –приходилась на смартфоны и мобильные телефоны. В 2010 году этот показатель составлял 26% (доля мобильных телефонов – 18%, смартфонов – всего 8%). Рост затрат связан с существенными изменениями структуры потребления «мобильников» за последние семь лет. Пользователи отказались от кнопочных телефонов в пользу «умных», выросло проникновение мобильного интернета, модель потребления контента сместилась в сторону гаджетов. Кроме того, в столице довольно высока частота обновления смартфонов: москвичи приобретают новую модель в среднем один раз в два года. Таким образом, смартфоны заняли первое место по росту затрат среди всех типов цифровых устройств: с 2010 года они увеличились в 5,6 раз.

На втором месте – ноутбуки: жители столицы стали тратить на них на 40% больше, чем в 2010 году. Доля выросла до 17%, прибавив 5 п.п. Затем идут планшеты: за 7 лет затраты на них увеличились с 1% до 5%. Наиболее заметно упала доля расходов жителей столицы на персональные компьютеры (с 27% до 11%) и телевизоры (с 27% до 15%).

Москвичей можно назвать технологическими энтузиастами. На передовые гаджеты, которые только появляются на рынке, они тратят 7% своего бюджета на цифровые устройства. Показатель стабилен с 2010 г. Однако эксперты прогнозируют быстрый рост в этом сегменте. К 2025 на ультрасовременные устройства нового типа будет приходиться уже 19% расходов на гаджеты. Основными драйверами роста станут развитие сетей связи нового поколения, решений на базе искусственного интеллекта, VR/AR-технологий.

Согласно результатам исследования, треть москвичей готова приобретать современные цифровые устройства на вторичном рынке. В 2017 году на Avito продавался каждый пятый iPhone в России, каждый 15-ый мобильный телефон, каждый 18-ый телевизор. Всего за год пользователи сервиса продали товаров на сумму 1,43 трлн рублей, что составляет 1,56% ВВП России.

Уже сейчас каждый пятый москвич планирует приобретение устройств для умного дома. 17,5% респондентов интересуются умными часами и фитнес-браслетами. Приобрести робот-пылесос хотят 15,4% москвичей, обзавестись игровой приставкой планируют 8,9%, а 7% хотели бы купить VR-устройства – очки или шлем.

Как москвичи потребляют контент с помощью цифровых устройств?

Социальные сети уступили мессенджерам место самого популярного средства для  получения информации и общения. Москвичи используют их в 74% случаев, в то время как уровень использования соцсетей – 66%. Для общения и получения информации в мессенджерах 83% москвичей используют только мобильные устройства, в соцсетях с их помощью общаются 63% респондентов.

Большая часть москвичей использует мобильные устройства для потребления образовательного и развлекательного контента: 72% читают книги на планшетах и смартфонах, 61% – слушают музыку, 46% – играют с помощью гаджетов. 30% респондентов смотрят видео на мобильных устройствах, однако 60% предпочитают смотреть фильмы и сериалы на ноутбуке или персональном компьютере.  Больше половины пользователей (51%) ищут информацию и читают новости на смартфонах и планшетах. Рабочую почту чаще используют на станционарных компьютерах или ноутбуках – 41%, однако уже треть пользователей делает это с мобильных устройств.

Сейчас 69% москвичей совершают платежи и переводы через мобильный или интернет-банк. Чаще всего (в 53% случаев) москвичи делают это с помощью мобильных устройств. 70% заказывает товары в интернет-магазинах, большая часть – 49% – делает это по-прежнему на стационарных компьютерах, доля заказов с мобильных устройств растет и уже достигла 33%.

По  материалам Avito

 

Похожие записи