Пандемия, малый и средний бизнес

Не все производители смогли перестроиться на производство масок, а выручка компаний телекома за период самоизоляции выросла на 122%

Аналитики СДМ-Банка, специализирующегося на обслуживании малого и среднего бизнеса, изучили динамику оборотов своих клиентов за период пандемии, а также провели опрос среди собственников бизнеса.

Данные банка за период с 28 марта по 1 июня 2020 года показали, что вполне ожидаемо лидерами по объемам выручки в период самоизоляции стали компании телекома, образовательные платформы и производители медтоваров. Однако производители медтоваров оказались лишь на третьем месте с ростом выручки на 25%, тогда как выручка телекома увеличилась более чем вдвое.

Также вопреки ожиданиям  лишь 30% производителей одежды сумели перестроиться на производство защитных масок. Те, у кого не получилось это сделать – полностью лишились оборотов.

Лидерские позиции телекома во время карантина вполне объяснимы. Востребованность услуг интернет-провайдеров, онлайн-кинотеатров и операторов связи вообще было сложно переоценить. Zoom стал обычным средством общения, люди чаще разговаривали по телефону, проводили больше времени у телевизоров. «Наши клиенты среди медиа-сервисов подтвердили, что фактор самоизоляции позволил им фиксировать всплески прироста платного трафика вплоть до 200%», – комментирует Иван Лонкин, начальник управления клиентских отношений СДМ-Банка.

За время пандемии наметился вынужденный тренд по переходу образования в онлайн, нагрузка на всевозможные образовательные платформы и тематические агрегаторы серьезно увеличилась. «По мнению наших клиентов, дальнейшие перспективы сектора будут зависеть от двух факторов: вероятности второй волны пандемии и уровня платежеспособного спроса населения. Однако многие собственники опасаются, что это был лишь локальный успех, и после возвращения к привычной жизни бОльшая часть клиентов снова уйдет в офлайн», – говорит Иван Лонкин.

Замыкают тройку производители медицинской техники. Спрос на комплектующие к оборудованию (в том числе, аппаратам ИВЛ), по понятным причинам, вырос в несколько раз. У данной группы есть все шансы наращивать производство, по крайней мере, пока сфера здравоохранения продолжает работать в усиленном режиме.

СДМ-Банк также изучил опыт наиболее пострадавших от пандемии групп. Совершенно лишились доходов не только сфера услуг, туризм и авиа-перевозки. По данным банка, практически до нуля упали обороты у российских производителей одежды, производителей стройматериалов, а также перевозчиков грузов и транспортных компаний.

Некоторые производители одежды, чтобы хоть как-то минимизировать убытки, срочно перепрофилировали свой бизнес: переводили производство на пошив масок и защитных костюмов. Однако, по данным банка, перестроиться сумели лишь 30% клиентов. «По отзывам собственников, многие хотели это сделать, но получилось  далеко не у всех. Закупить новое оборудование и необходимые ткани в сжатые сроки было очень сложно. Однако те, кому это удалось, смогли хотя бы частично решить две проблемы: сохранить штат сотрудников и оплачивать аренду помещений», – делится опытом Иван Лонкин.

Пандемия почти на два месяца, так или иначе, остановила все стройки страны. Простой и разрыв производственных цепочек закономерно отразился на доходах производителей стройматериалов.

Ограничительные меры сильно ударили и по деятельности перевозчиков. Повезло лишь тем транспортным компаниям, которые были на договоре с сетевыми ритейлерами и крупными дистрибьюторами, продолжающими работать в карантин. Благодаря этому такие «компании-курьеры» смягчили свой удар от пандемии. Но частные перевозчики из других сфер (офисные или квартирные переезды, региональные перевозки и др.) просто «встали». Отсюда и результат.

 

 

Похожие записи