Любознательность? Это так важно?

Исследование SAS показало, что она способствует повышению мотивации и продуктивности труда, а также росту бизнеса

Великая Отставка, ставшая одним из последствий пандемии, меняет подход к оценке личностных качеств сотрудников и кандидатов.

В условиях, когда сотрудники не желают возвращаться в офисы и массово увольняются по собственному желанию, любознательность все чаще признается лидерами бизнеса как очень ценное свойство личности, которое можно развивать  как навык.

Работодатели задействуют ее для преодоления самых сложных вызовов – от проблемы удержания персонала до создания инновационных рабочих мест и сплоченных коллективов. Такие выводы были сделаны в ходе масштабного исследования Curiosity@Work, проведенного компанией SAS на основе опроса около 2000 руководителей разного уровня, а также анализа данных соцсети LinkedIn за последний год.

В отчете по результатам исследования любознательность определяется как стремление к поиску новой информации и нового опыта, а также к изучению новых возможностей. При этом подчеркивается важность любознательности для всех сотрудников независимо от их обязанностей, уровня и должности.

Сегодня наблюдается заметная тенденция, которую назвали Великой Отставкой – по аналогии с Великой Депрессией. Она заключается в том, что люди по собственному желанию увольняются с работы, если работодатель вынуждает их вернуться обратно в офис. Пандемия изменила уклад жизни: одни оценили преимущества удаленного формата, другие открыли для себя новые профессии, третьи решили уделять больше времени семье. Но какой бы ни была причина, люди с легкостью стали говорить работодателю «нет».

В условиях Великой Отставки сложно поддерживать высокую мотивацию и рабочий настрой, что стало серьезной проблемой для 60% опрошенных руководителей. Более половины респондентов (52%) испытывают сложности, связанные с удержанием ценных сотрудников. 51% сталкивался с трудностями при побуждении сотрудников выйти за рамки основных должностных обязанностей и столько же – при организации взаимодействия с другими командами и подразделениями.

Исследование SAS показывает, что руководители видят решение этой проблемы в любознательности. Почти три четверти из них (72%) считают любознательность очень ценным качеством сотрудников, при этом более половины полностью согласны с утверждением, что она оказывает прямое влияние на бизнес (59%) и что более любознательные сотрудники работают эффективнее.

Опрошенные признают, что у любознательности есть преимущества, которые напрямую влияют на решение бизнес-задач. Так, они согласились с тем, что любознательность приводит к большей эффективности и продуктивности (62%), делает мышление и принимаемые решения более творческими (62%), способствует тесному сотрудничеству и командной работе (58%), а также повышает вовлеченность и удовлетворенность работой (58%).

Большинство руководителей согласны с тем, что любознательность приобретает особенную ценность в создании новых разработок (62%), решении сложных проблем (55%) и анализе данных (52%), то есть она помогает глубже понимать данные и эффективнее их интегрировать.

В ходе исследования всем участникам на основе специального теста, разработанного профессором психологии доктором Кашданом (университет Джорджа Мейсона, США), был присвоен индекс любознательности. Высокий индекс получили 38% респондентов, средний – 43% респондентов и низкий – 18% респондентов. Как и ожидалось, руководители с высоким уровнем любознательности лучше понимают ее ценность для своих организаций.

56% опрошенных с высоким индексом утверждают, что их компании серьезно продвинулись в цифровой трансформации, тогда как среди опрошенных с низким индексом любознательности об этом сообщили лишь 29%. Кроме того, любознательные руководители используют в работе больше источников данных, особенно таких, которые помогают лучше понимать клиентов (58%), коллег (63%), а также способствуют производительности (60%).

Участники опроса заявили, что для успешности бизнеса на протяжении трех ближайших лет их компаниям и организациям нужны сотрудники с техническими знаниями в области искусственного интеллекта (63%) и анализа данных (60%), а также с такими личными качествами, как творческое мышление (59%) и умение решать проблемы (59%). При этом они отмечают, что трудно найти людей, у которых бы сочетались упомянутые технические навыки (65%) и личные качества (60%), необходимые для успеха, в том числе любознательность.

Показательно, что интерес к любознательности со стороны работодателей заметно возрос за последний год. Так, согласно данным LinkedIn, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 158% увеличился отклик на публикации, репосты и статьи, где упоминается любознательность. Число объявлений о вакансиях с упоминанием любознательности увеличилось на 90% и на 87% – с упоминанием навыков, так или иначе связанных с любознательностью.

В компаниях видят преимущества любознательности, но не до конца умеют их использовать. Почти половина руководителей признает, что они зачастую не могут выявить (полностью или отчасти), обладают ли любознательностью соискатели (47%) или их непосредственные подчиненные (42%). И даже если они считают, что способны понять, есть любознательность или нет, многие опрошенные отметили, что ее сложно развить у сотрудников, которые лишены этого качества от природы (47%). Им также с трудом удается выстроить взаимосвязь между любознательностью и производительностью труда (47%), а также между ее влиянием на бизнес (43%).

Ключ к решению этой проблемы – руководители, обладающие высоким индексом любознательности и опыт компаний, где это качество высоко ценят. В таких компаниях и силами таких руководителей любознательность поощряется в самых разных рабочих сферах, в том числе в обучении и развитии (79%), при оценке эффективности сотрудников (76%), она становится критерием для продвижения (74%) и найма (74%), а также отражает корпоративную миссию и видение (70%).

Руководители с высоким индексом любознательности также поощряют эту черту при оценке эффективности подчиненных (71%), позволяя им использовать рабочее время для изучения вдохновляющих проектов (60%), предлагая им коучинг или наставничество (59%), а также подчеркивая их любознательность через публичную похвалу (69%).

«Наше исследование наглядно доказывает, что любознательность теперь уже не просто приятный бонус. Этот навык превратился в бизнес-императив, так как помогает компаниям решать важнейшие проблемы и способствует инновациям», – говорит Джей Апчёрч, ИТ-директор SAS.

В глобальном опросе SAS приняли участие 1973 руководителя из шести стран (Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Сингапур, США), имеющие не менее трех непосредственных подчиненных и работающих в одной из пяти отраслей: финансовые услуги, ритейл и производство потребительских товаров, промышленность, здравоохранение и государственный сектор. Все руководители были разделены на четыре группы в зависимости от их мнения о любознательности и от того, насколько она важна для них в работе:

Любознательные напарники (35%): ценят любознательность, командную работу, настойчивы в поиске ответов. Считают, что любознательность ведет к росту производительности и дает удовлетворение от работы.

Гибкие охотники за мнениями (26%): принимают вызовы и дорожат мнением других; верят, что любознательность способствует гибкости и помогает адаптироваться в периоды неопределенности, но не верят, что она повышает эффективность и производительность.

Лидеры, ориентированные на продуктивность (24%): верят, что любознательность помогает повысить эффективность и производительность, а также способствует более тесному сотрудничеству и командной работе, при этом с трудом верят, что она способствует вовлеченности и разностороннему мышлению.

Противники любознательности (16%): не верят, что любознательность повышает эффективность работы

 

Кроме того, в ходе исследования были проанализированы описания должностей (в том числе в объявлениях о вакансиях) и навыков в профилях и объявлениях Linkedin (включая объявления о вакансиях) за периоды с 1 июля 2019 года по 31 июля 2020 года и с 1 августа 2020 года по 30 августа 2021 года. В ходе анализа выявлялась упоминаемость любознательности и связанных с ним ключевых слов, а также изучались тон и содержание постов, где они встречаются.

О компании

Компания SAS является признанным лидером в сфере решений для анализа данных и партнером по инновациям для более чем 83000 организаций по всему миру. В России и странах СНГ SAS работает с 1996 года. Здесь ее клиентами являются топ-10 российских банков (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк и др.), 10 страховых компаний (Ингосстрах, Группа Ренессанс Страхование и др.), РЖД, «Аэрофлот», лидеры рынка розничной торговли (X5 Retail Group, Азбука Вкуса и др.), крупнейшие компании из телекоммуникационного и топливно-энергетического секторов, агропроизводители, государственные организации.

Похожие записи