Компания PayPal уже не раз публиковала результаты самых разных исследований рынка eCommerce и другой тематики, связанной с интернетом, но еще ни разу не проводила исследований такого рода. Но, выступая уже третий год подряд генеральным партнером научно-популярного фестиваля GEEK PICNIC в Москве, компания приняла решение выяснить — что же представляет из себя российский гик?
В рамках исследования, проводившегося PayPal совместно с исследовательским агентством Ipsos Comcon, было опрошено более тысячи человек с целью изучения привычек и увлечений гиков мужского и женского пола, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге.
Как и следовало ожидать, российским гикам нравится изучать новейшие технологии (причем это более популярно среди мужчин, чем среди женщин: 91% опрошенных мужчин заявили о подобном интересе, по сравнению с 78% женщин), тогда как просмотр сериалов более популярен среди женщин (87% против 70% у мужчин). Среди других популярных хобби — фильмы, аниме, манга, комиксы, видеоигры и костюмированные игры.
Технологии
С полной уверенностью можно сказать, что гики значительную часть своей жизни проводят в сети, хотя доступ к интернету и цели его использования могут различаться. С точки зрения используемых для доступа в сеть гаджетов можно отметить, что гики старшего возраста предпочитают планшеты (72% респондентов в возрасте 30-40 лет чаще используют планшеты, против 63% респондентов среди людей в возрасте 18-29 лет), смарт-телевизоры (33% против 30%) и электронные книги (20% против 16%). Более молодым гикам больше нравятся ноутбуки и смартфоны. Кроме того, пользователи из Москвы чаще предпочитают планшеты, чем жители Санкт-Петербурга (70% против 61%).
Мужчины чаще пользуются интернетом на работе, чем женщины (77% против 66%). Кроме того, они чаще выходят в сеть, находясь в гостях у друзей (11% против 6%). (Действительно, а зачем же еще ходить в гости!). При этом, похоже, гаджеты помогают женщинам-гикам в социализации: женщины чаще используют смартфоны для общения в соцсетях (89% против 76% мужчин).
Говоря о новинках, стоит отметить, что среди гиков мужского пола больше владельцев очков виртуальной реальности (10% против 6% среди женщин) и бытовых интеллектуальных устройств (22% против 14% среди женщин). Также любопытно, что сегодня высокотехнологичные игрушки – это не развлечение для детей: согласно результатам исследования, у 11% респондентов в возрасте 30-40 лет (!) есть роботы (против всего лишь 6% в возрастной группе 18-29 лет).
Телесериалы
В последние десять лет появляется все больше качественных сериалов, и истинному гику ничто не мешает внимательно следить за развитием событий сразу в нескольких популярных историях. Однако результаты опроса показали, что существуют некоторые отличия в зависимости от пола.
У российских гиков мужского пола более всего популярны следующие сериалы:
- «Игра престолов» (56% против 53% у женщин)
- «Во все тяжкие» (49% против 37%)
- «Звёздный путь» (26% против 17%)
- «Ходячие мертвецы» (43% против 25%)
Считается, что женщинам обычно нравится смотреть теледрамы (об этом ниже), и наше исследование показало, что, в сравнении с мужчинами, они предпочитают следующие сериалы:
- «Друзья» (70% против 58%)
- «Доктор Хаус» (62% против 55%)
- «Однажды в сказке» (21% против 13%)
- «Закрытая школа» (29% против 14%)
Одинаково популярны среди гиков обоего пола «Доктор Кто» (25% как среди мужчин, так и среди женщин) и «Декстер» (31% у мужчин и 30% у женщин) .
Популярность сериалов в Москве и Санкт-Петербурге практически полностью совпадает, за исключением двух картин: «Фарго» (26% против 17%) и «Карточный домик» (18% против 12%) — они более популярны в столице.
Хотя подавляющее большинство респондентов смотрит сериалы в переводе, среди женщин больше тех, кто предпочитает следить за новыми эпизодами в оригинальном озвучивании (5% против 2% среди мужчин).
Фильмы
Что касается фильмов, то мужчины чаще предпочитают боевики (70% против 46% у женщин), тогда как женщинам нравятся хорошие мелодрамы (58% против 29%) или драмы (58% против 44%). Но если говорить о жанрах, которые более популярны именно в среде гиков, то различий в предпочтениях практически нет: ужасы, триллеры, фэнтези – всё это в одинаковой степени нравится гикам мужского и женского пола.
Молодым респондентам нравится смотреть новинки мирового проката в кинотеатрах (21% против 14% в возрастной группе 30-40 лет), тогда как люди более старшего возраста предпочитают наслаждаться фильмами в комфортной обстановке у себя дома (56% против 44%).
Супергерои
Портрет гика не был бы полным, если бы мы не расспросили об их любимых супергероях. В первую очередь, исследование рассказывает о том, кто из них более популярен среди мужчин и среди женщин.
Основные любимцы женщин: Бэтмен, Росомаха и Железный человек.
Любимцами мужчин являются Железный человек, Человек-паук и Бэтмен.
Капитан Америка – один из очевидных фаворитов у гиков-женщин (32% против 21%), а Человек-паук больше нравится мужчинам (54% против 35%).
Еще одна любопытная особенность: московским гикам чаще нравится Железный человек (53% против 46% в Северной столице), тогда как гики в Санкт-Петербурге чуть больше болеют за Капитана Америку (27% против 26%).
Гики не только смотрят фильмы, но и читают комиксы. Люди Икс – самые популярные среди респондентов женского пола, а мужчины предпочитают комиксы про Человека-Паука. Дэдпул намного более популярен среди молодой аудитории (36% против 19%), которая, по всей видимости, ценит юмор этого комикса и особый стиль повествования, где герой «ломает четвертую стену».
В большинстве случаев гики, читающие комиксы, обычно покупают их в мягкой обложке и в интернете, уже переведёнными на русский язык.
Один из ярких лидеров гик-сообщества России, а по совместительству идеолог фестиваля GEEK PICNIC, Николай Горелый, рассказал о своих увлечениях: «В свободное время я предаюсь типично гиковским развлечениям: читаю фантастику, смотрю сериалы, хожу в кино и, конечно, играю в компьютерные игры: в последнее время вернулось увлечение Starcraft II и другими играми Blizzard.»
Прочие хобби
Опрос позволил получить представление о других хобби гиков и выявить несколько интересных фактов:
— Хотя в целом предпочтения у любителей аниме совпадают, респонденты из Санкт-Петербурга чаще смотрят «Сейлор Мун» и «Тетрадь смерти».
— Среди косплееров женщин немного больше, чем мужчин (14% женщин против 12% мужчин).
— Топовыми компьютерными играми у респондентов женского пола оказались The Sims (которая практически не отмечалась мужчинами в их ответах), Need for Speed и Dragon Age (которые тоже не пользовались популярностью у мужчин). Мужчины скорее предпочитают серию FIFA, Fallout и Call of Duty (не популярны среди женщин). Хотя мужчины утверждают, что совсем не любят играть в The Sims, 49% из тех, кто играет в видеоигры, пробовали играть в The Sims хотя бы раз.
— Более молодые респонденты любят играть в Skyrim и GTA, тогда как гики старшего возраста предпочитают Stalker и World of Tanks.
По материалам компании PayPal