Как пандемия изменила продажи

Пандемия ускорила и усилила бум маркетплейсов, который стал настоящим драйвером развития для Интернета вещей и инновационных продуктов.

Менеджер по развитию бизнеса международной инновационной технологической компании Perenio IoT Павел Лукиянчук рассказал о том, как изменился ритейл и какие у него появились новые возможности.

За последние месяцы доля онлайн-ритейла значительно возросла. Ускорению роста способствовала пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.

По данным Data Insight, в России чаще раза в месяц до пандемии в интернете что-то покупали 43% респондентов. Буквально за две недели с начала пандемии этот показатель превысил 80%.

Произошли изменения и по товарным категориям. В продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла от 0 до 5 процентов, в 2020 году — уже от 5 до 7 процентов. В секторе непродуктовой розницы (одежда и бытовая техника) аналогичное соотношение выглядело как 20-40 процентов и 50 процентов.

К 2024 году доля электронной торговли может занять 19% от общего объема розничных продаж (сейчас 9%), прогнозируют аналитики Data Insight.

Крупные сети отказываются от планов по расширению торговых площадей и открытию магазинов. Напротив, в оффлайн наблюдается тренд на оптимизацию существующего пространства. Все инвестиции будут направлены на развитие онлайн продаж.

Лидером роста станут маркетплейсы. Уже к концу 2020 года, по расчетам аналитиков, доля маркетплейсов в объеме онлайн-продаж может достичь  70%.

Маркетплейсы в топе

Еще 3-5 лет назад, когда оффлайн доминировал, прорваться в розницу для новых производителей было сложной задачей. Предоставление образцов продуктов очно, процесс тестирования, организация личных встреч – путь к потребителю новых товарных категорий, спрос на которые только начинает формироваться, был сложным.

С развитием онлайн каналов и изменения потребительского опыта, выйти в розницу теперь могут все. В этом заслуга именно маркетплейсов. Упрощение процедуры запуска продаж в сфере технологий важна для стартапов, молодых брендов, компаний-разработчиков с собственными торговыми марками. Для производителей «умных» устройств и инновационных категорий товаров  это хороший сигнал.

Требования маркетплейсов просты и прозрачны: заполнить карточки товаров по шаблону, загрузить актуальные фото и сертификаты. В итоге потребители, заходя на такую площадку, имеют широкий выбор разных вариантов товаров в любой категории.

С одной стороны – это позитивная тенденция, но с другой – несет риски для покупателей. Потребителям сложно разобраться в нюансах и большом ассортименте. В таких условиях такие продавцы инновационных товаров, как Perenio, с собственными центрами разработки и командами профессиональных инженеров, могут сталкиваться с конкуренцией со стороны товаров низкого качества или недобросовестными продавцами.

Мы считаем эту проблему важной, поэтому стремимся обеспечить присутствие наших продуктов на самых разных площадках, тем самым давая большому количеству людей еще больше вариантов для выбора. Недавно наши продукты стали доступны в официальном магазине на AliExpress в России и мы продолжим движение в сторону укрепления позиций на маркетплейсах.

Работая с онлайн-ритейлерами стран СНГ, можем отметить определенные организационные нюансы. Например, белорусские и украинские площадки чаще всего “зеркалят” наличие товаров на складе поставщика, а российские ритейлеры предпочитают иметь запас продукции на собственных складах. Это зависит от масштаба страны и специфики логистики. В Беларуси и Украине покупателям показывают товар “на витрине” локальных маркетплейсов от поставщиков и при заказе отправляют за продуктами курьеров. Именно поэтому срок доставки может быть 2-3 дня или даже, в некоторых случаях, до недели. В России предпочитают иметь в наличии товары на собственном “стоке”, сроки доставки будут “день в день” или 1-2 дня.

Можно предположить, что присутствие молодых брендов, наукоемких решений на маркетплейсах будет расти, так они получают короткий путь к потребителю. Главное, чтобы маркетплейсы смогли справиться с возросшим запросом, соответственно расширять сферу дополнительных услуг и географию доставки. Важными конкурентными преимуществами станут именно характеристики сервиса: скорость, качество и безопасность доставки, разнообразные системы оплаты, возможность и простота возврата товара.

Как менялся потребительский опыт

Весной 2020 года во всем мире ритейлеры наблюдали рост спроса на модемы и роутеры в связи с переходом на удаленную работу во время пандемии. Россия не стала исключением. Исследование Сбербанка показало, что в начале апреля расходы россиян на такое телекоммуникационное оборудование как USB -модемы, Wi-Fi роутеры, усилители сигнала, — выросли почти на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Причем устройства приобреталbсь как у телеком-операторов, так и в магазинах бытовой техники.

В сегменте “умного” дома личный потребительский опыт по-прежнему важен. Многие хотят увидеть устройство перед покупкой на полке, представить в своем интерьере, поговорить с консультантом — это устойчивый и привычный формат изучения рынка, взаимодействия с брендом. Но пандемия меняет потребительский опыт и здесь. Идет тенденция на изучение спецификации и технических характеристик в интернете, повышение доверия к отзывам и опыту других пользователей.

Мы тоже не стоим на месте. Например, вышли на новую для себя аудиторию DIY-площадок (“сделай сам”) в сегменте строительства и ремонта. Чаще всего люди задумываются об установке системы или устройств “умного” дома именно на стадии строительства и ремонта. Это позволяет правильно распланировать размещение необходимых датчиков, разводку электросетей, размещение розеток, а значит получить максимальный эффект от инноваций. Поэтому посетители таких площадок, которые занимаются благоустройством своей квартиры или дома, являются наиболее целевыми и перспективными для разработчиков умных устройств.

Что дальше

Глобально, по подсчетам аналитиков, пандемия привела к сокращению потребительских расходов на непродовольственные товары по всему миру и замедлила рост спроса на устройства для систем умного дома, в частности. Вместе с тем, по оценкам экспертов Strategy Analytics, в 2021 году на рынок вернется восходящий тренд. Рынок IoT будет прирастать в среднем на 15% ежегодно.

Доверие к электронным покупкам, рост лояльности к этой категории товаров в период пандемии, а главное подтверждение их необходимости в период эпидемии – все это обнадеживает производителей IoT. Уже в этом году мы увидим новые решения на онлайн-площадках как в сегменте Smart Home, так и Smart Health.

 

Похожие записи