Как оптимизировать налоги в аутстаффинге

Наталья Ненашева, управляющий партнер TOPLINE

Рынок предоставления временного персонала медленно, но уверенно развивается.

Компании как никогда нуждаются в дополнительных возможностях оптимизации процесса управления персоналом и аутстаффинг является оптимальным выбором для достижения этих целей.

Как это работает

Суть аутстаффинга в следующем: компания заключает договор с организацией-посредником, предоставляющей ей штат сотрудников, чтобы сосредоточиться на ключевых задачах бизнеса. Аутстаффер юридически является работодателем для сотрудников, берет под свою ответственность подбор и замену персонала, оформление, зарплаты и налоги. Сотрудники работают в фирме заказчика, но числятся в штате аутстаффера.

Компания-заказчик, которой нужны сотрудники заключает с аутстаффером договор о предоставлении персонала. Условия сотрудничества и порядок оплаты исходят от заказчика.

Кадровый и бухгалтерский учёт нанятых сотрудников осуществляется по российскому законодательству. С каждым работником должен быть заключен трудовой договор – срочный или бессрочный.

Аутстаффинг наиболее развит в сфере ИТ и некоторых других отраслях.

Оптимизация зарплатных налогов

Аутстаффинг, как и любой другой бизнес, столкнулся сейчас с необходимостью оптимизации зарплатных налогов.  Налоговая нагрузка на зарплаты очень высокая, даже после снижения страховых взносов вдвое. 15% мы отчисляем в фонды, 13% НДФЛ – почти треть от белой зарплаты уходит в бюджет.

Легальный выход только один — не хочешь переплачивать НДФЛ и взносы, значит нанимай самозанятых. Платить 6% налога на чистую зарплату вместо 30% намного выгоднее.

Есть несколько нюансов, которые нужно учесть при работе с самозанятыми, чтобы не привлечь внимание налоговой.

  • Нельзя переводить на НПД бывших сотрудников. На протяжении двух лет после увольнения вы не можете сотрудничать с работником как с самозанятым. Но на сотрудников по ГПХ этот запрет не распространяется. Тех, кто работал по гражданско-правовому договору, смело переводите в самозанятые.
  • Самозанятый не может из месяца в месяц по договору выполнять одну и ту же услугу. У налоговой очень быстро возникнут претензии, и она попытается доказать, что по факту – это трудовые отношения с тем, чтобы доначислить налоги. Платежи должны быть неравномерными по сумме и сроку. А услуги, прописанные в договоре всегда разными.

Приведу пример. Если в организации шофер ежедневно совершает один и тот же маршрут, он не может быть оформлен как самозанятый. Даже если составить мнимое соглашение и оформить сотрудника как плательщика НПД – это вскроется на первой же проверке. Другое дело, если шофер-экспедитор раз в неделю доставляет вам товар. Причем два раза в месяц разгружает его, а еще пару раз забирает обратно пустую тару и везет на утилизацию. Вот тогда эта сдельная работа может быть оформлена как самозанятость.

  • Самозанятому нельзя предложить должностную инструкцию, определенный режим труда. Время работы плательщик НПД определяет сам. В договоре можно указать только сроки – начало и окончание работ. А еще ему нельзя платить два раза в месяц (аванс и зарплату) – как это мы делаем с штатными сотрудниками. В общем, нужно исключить любые поводы подозревать вашу компанию в трудовых отношениях с плательщиками НПД. Только тогда оптимизация расходов на ФОТ будет не только финансово выгодной, но и легальной.

Нюансы в работе с самозанятыми имеются не только при заключении договора и оплате. Например, при наличии чека от самозанятого можно уменьшать налоговую базу – учитывать выплаты по договору как расходы. Принять к учету можно и сам чек (он по разъяснениям ФНС является аналогией акта выполненных работ). Более того, наличие чеков обязательно, без них расходы не учесть. Но при этом можно также оформлять акты выполненных работ – с периодом или датой оказания услуги. Это будет подспорьем для вашего бизнеса. Ведь вы сможете отражать расходы в вашем налоговом учете в своих интересах – например, не в июне, а в июле, не в третий квартал, а в четвертый. Распечатывать чеки не обязательно, электронный чек обладает той же юридической силой.

Оплата труда плательщикам НПД наличными

Если вы рассчитываетесь с самозанятым наличными, то он обязан сформировать чек сразу. Если же платеж безналичный, то предоставить вам чек он должен до 9 числа следующего месяца.

Перед оплатой следует подписывать стандартный акт выполненных работ. Для бизнеса это подстраховка, свидетельство того, что перевод денег был не выплатой зарплаты, а расчетом с контрагентом-плательщиком НПД.

Если самозанятый отказывается выдавать чек напомните ему о санкциях и штрафах. Потому что вы как контрагент плательщика НПД имеете право подать жалобу в ФНС, чтобы избежать доначисления НДФЛ и страховых взносов (тут как раз и пригодится грамотный договор с оформленным актом). И тогда самозанятый попадет под финансовые санкции. В первый раз придется заплатить штраф 20% от скрытого дохода, при повторных нарушениях – 100%.

И не забывайте проверять – не утратил ли самозанятый право на режим НПД перед каждой оплатой услуг. Дело в том, что лимит дохода самозанятого – 2,4 млн рублей в год. Если доходы выше, то право на льготную ставку в 6% теряется. В этом случае именно нанимателю придется платить НДФЛ и взносы.

Похожие записи