Итоги 2 квартала

Финансовые и операционные результаты VEON Ltd. за 2 квартал 2018 г. – бизнес-единица «РОССИЯ»

ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») во втором квартале 2018 года продемонстрировало хорошие финансовые результаты, добившись роста показателя EBITDA по сравнению со вторым кварталом 2017 года, несмотря на затраты на интеграцию «Евросети». В течение квартала конкурентная среда была относительно стабильна, однако компания ожидает, что в России сохранятся сложные макроэкономические и рыночные условия, в том числе из-за ослабления рубля.

Общая выручка во втором квартале 2018 года выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 72,5 млрд рублей. Основным драйвером роста стало увеличение мобильной сервисной выручки и значительный (на 107,2% до 5,7 млрд рублей) рост выручки от продаж оборудования и аксессуаров. Он был обеспечен появлением дополнительных монобрендовых магазинов после интеграции «Евросети» и проведением ребрендинга с 22 февраля 2018 года. Сервисная выручка в мобильном сегменте показала рост на 3,5% и составила 57,6 млрд рублей, преимущественно за счет увеличения выручки от передачи данных и других дополнительных сервисов, которые компенсировали снижение выручки от голосовых услуг. Показатель среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU) продолжил рост и во втором квартале 2018 года, увеличившись на 5,6% по сравнению с показателем аналогичного периода предыдущего года.

Выручка от передачи мобильных данных продолжила позитивную динамику и показала рост на 6,2% до 15,4 млрд рублей. Увеличение показателя обеспечил рост проникновения пакетных предложений и смартфонов, а также соответствующий рост объемов передаваемых данных. ARPU в сегменте мобильной передачи данных последовательно демонстрирует рост, увеличившись на 8,9% за счет успешной деятельности по активизации продаж и продолжающейся оптимизации тарифных планов. Поддержку росту оказывает также и увеличение проникновения пакетных предложений внутри клиентской базы.

Количество абонентов «Билайн» сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 3,3% и составило 56,4 млн абонентов, что в полной мере соответствует тенденциям рынка. В основе такой динамики лежит сокращение объемов продаж через альтернативные каналы дистрибуции в результате фокуса на развитии монобрендовой сети. Сокращение клиентской базы обусловлено снижением количества абонентов со сроком пользования услугами менее 12 месяцев, в то время как количество абонентов со сроком пользования  более 12 месяцев в общей базе выросло. Доля объемов B2C продаж через монобрендовые магазины «Билайн» увеличилась к концу второго квартала 2018 года до 38%, в то время как в предыдущем году данный показатель составлял 24%.

Сервисная выручка в фиксированном сегменте сократилась на 10% до 8,9 млрд рублей. На показатель повлияло сокращение на 600 млн рублей выручки от транзитного трафика, централизованого в VEON Wholesales Services, подразделении Группы VEON, которое взаимодействует с международными операторами, и показываемого в выручке группы в сегменте «другое». Без учета этого влияния сокращение выручки в фиксированном сегменте составило бы 4,4%, то есть по сравнению с предыдущими кварталами обозначился бы тренд на улучшение. Централизация международного интерконнекта и выручки от транзитного трафика продлится до конца года. Прогнозируемое максимальное воздействие на выручку в России составит 45 млн долларов США, а ожидаемое максимальное воздействие на EBITDA – 5 млн долларов США в 2018 году. Конвергентные тарифные предложения (FMC) продолжают играть важную роль в развитии фиксированного сегмента. Клиентская база FMC выросла во втором квартале 2018 года на 34 % в годовом исчислении и достигла 973 тысяч клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей базе клиентов ШПД составила 43%, что оказало влияние на снижение оттока.

«Билайн» продолжил развитие сегмента В2В, совершенствуя портфель предложений за счет более кастомизированных предложений и решений как для малого, так и для крупного бизнеса. Фиксированный бизнес показал рост на 2,5% по сравнению с первым кварталом. Такой показатель отмечен впервые за три года и обусловлен преимущественно модернизацией инфраструктуры сети и ростом продаж.

Показатель EBITDA увеличился на 1,2% и достиг 27,2 млрд рублей, обеспечив базовую прибыль EBITDA рентабельностью 37,6%, что на 1,8 процентных пункта меньше в годовом исчислении. В основе роста EBITDA по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года — рост выручки, частично компенсированный возросшими затратами на рекламу, ростом технических и IT затрат по причине расширения сети. А также затраты на интеграцию «Евросети», которые во втором квартале 2018 года составили приблизительно 1 млрд рублей. Затраты на интеграцию частично компенсирует рост рентабельности продаж оборудования и аксессуаров, и как результат, рост продаж устройств, главным образом за счет увеличения числа монобрендовых магазинов «Билайн». Процесс интеграции «Евросети» продолжается: к концу июля 2018 года интегрировано и ребрендировано в монобрендовые магазины «Билайн» около 1400 (из 1600) магазинов, ранее принадлежавших «Евросети». «Билайн» ожидает продолжение негативного воздействия на EBITDA (в объеме приблизительно 3 млрд рублей за 2018 финансовый год) из-за интеграции и затрат на ребрендинг магазинов «Евросеть». Помимо этого, «Билайн» ожидает давление на рентабельность базовой прибыли EBITDA вследствие интеграции и ребрендинга. При этом планируется сокращение затрат на альтернативные каналы продаж, что частично нивелирует это негативное воздействие.

Интеграция магазинов «Евросети» — важный этап в реализации монобрендовой стратегии «Билайн». По завершению процесса интеграции «Билайн» ожидает позитивное влияние на выручку и, начиная с 2019 года, на EBITDA за счет активизации продаж устройств и повышения эффективности каналов продаж.

Капитальные затраты за вычетом затрат на лицензии увеличились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном в результате ускорения развертывания сети и интеграции магазинов «Евросети». «Билайн» продолжает инвестирование в развитие сети в целях создания высокотехнологичной и современной инфраструктуры, готовой к интеграции новых технологий. Показатель соотношения капитальных затрат за вычетом лицензий к выручке за последние 12 месяцев во втором квартале 2018 года составил 16,6%.

На сегодняшний день предварительные расчеты показывают необходимость затрат на исполнение «Закона Яровой» в объеме около 6 млрд рублей в 2018 финансовом году, ожидаемых в третьем и четвертом квартале 2018 года.

 

Похожие записи