Интеллектуальные транспортные системы

Российские регионы наращивают вложения в цифровизацию транспортной инфраструктуры и внедрение интеллектуальных транспортных систем.

Такой вывод сделали аналитики АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») по итогам своего исследования, результаты которого публикует интернет-портал CNews.

С 2019 года регионы и госкомпании потратили на такие решения почти 100 млрд рублей. Наиболее востребованными сегодня являются системы фотовидеофиксации, управления дорожным движением и комплексные решения. При этом в большинстве случае используются отечественные программно-аппаратные комплексы, доля которых приближается к 100 %.

По прогнозам экспертов компании, благодаря господдержке внедрение цифровых решений на транспорте продолжится, и суммарный объем рынка к 2024 году вырастет до 40–50 млрд рублей. В целом, интеллектуальные транспортные системы за этот период (до 2024 года) должны будут появиться в 27 городах России.

Сегодня РИР реализует проекты цифровизации транспортной инфраструктуры более чем в 20 городах России. Для комплексного видения ситуации и понимания картины в стране и регионах аналитики компании исследовали рынок интеллектуальных транспортных систем (ИТС), ключевых игроков на нем, крупнейшие проекты. В ходе исследования было проанализировано более 2,5 тыс. контрактов, размещенных на портале госзакупок за 3,5 года. Общая сумма заключенных с января 2018-го по ноябрь 2022 года составила почти 96 млрд рублей.

Говоря о ключевых проектах, стоит отметить Вологодскую агломерацию. «Заказчики стремятся реализовывать комплексные проекты на несколько лет вперед, что обеспечивает прогнозируемость внедрения ИТС. Как пример – внедрение ИТС в Вологодской агломерации, совместно с «Русатом Инфраструктурные решения». Двухлетний комплексный проект позволил почти полностью достичь первого уровня зрелости ИТС. Комплексный подход к реализации проектов ИТС распространен, так как позволяет гарантировать, что внедряемые подсистемы будут работать во взаимосвязи и смогут быть объединены в рамках интеграционной платформы», – рассказывает Юрий Ермолаев, руководитель отдела развития транспортного направления, «Русатом Инфраструктурные решения».

Ключевые тезисы и тенденции, выявленные в ходе исследования

Самыми популярными как по числу контрактов, так и по общей стоимости являются средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения: за последние два года было заключено 960 таких контрактов на 47,2 млрд рублей.

На втором месте – системы управления дорожным движением (АСУДД): 114 контрактов на 9,5 млрд рублей. На третьем – комплексные ИТС: 130 контрактов на 5,4 млрд рублей.

Регионы-лидеры по внедрению ИТС

Более 38 % всего объема контрактов на ИТС приходится на Москву (30 млрд руб.). Также значимые доли занимают такие регионы, как Республика Башкортостан (6,2 млрд руб.) и Санкт-Петербург (5,2 млрд руб.). В количественном плане помимо обозначенных выделяются Краснодарский край и Кемеровская область.

Результаты исследования свидетельствуют, что в 2022 году спрос на ИТС оставался высоким, и в 2023 году можно не ждать его падения.

«Высоким спросом будут пользоваться управление светофорами, мониторинг транспортных потоков, управление общественным транспортом, метеомониторинг, детектирование ДПС и ЧС, интеграционная платформа. Агломерации ориентируются на выбор этих подсистем, потому что они обязательны для достижения первого уровня зрелости ИТС, – говорит Юрий Ермолаев. — Из нашей практики мы видим, что, помимо соблюдения рекомендаций Федерального дорожного агентства, реализация этих подсистем позволяет агломерациям объединить разрозненные существующие и вновь внедряемые решения в рамках интеграционной платформы ИТС, создать предпосылки для управляющего воздействия за счет современных систем светофорного управления, а также внедрить источники данных (детекторы транспорта) для ИТС и «оцифровать» трафик».

На сегодняшний день РИР поставляет решения собственной разработки: интеграционную платформу, подсистему мониторинга транспортных потоков, подсистему метеомониторинга и другие отдельные программные продукты.

Также за 2022 год разработаны системы детектирования ДТП и ЧС, развиваются программные и аппаратные решения по мониторингу транспортных потоков. Отдельно разработаны импортозамещающие решения по АСУДД, управлению транспортными потоками, позволяющие достичь полноценного технологического суверенитета в сфере цифровизации транспортной инфраструктуры.

 

 

Похожие записи