Инфраструктура 4.0: драйвер роста экономики Китая

Вадим Тимохин, руководитель направления МКБ по взаимодействию с финансовыми институтами Азии

В последнее время инвестиции в инфраструктуру стали главной темой национальной экономической политики Китая по борьбе с последствиями коронавирусной эпидемии.

Концепция данного направления была одобрена еще в конце 2018 года, однако вышла на первый план лишь в 2020 году и должна стать основной движущей силой роста китайской экономики.

Причем в ближайшие несколько лет ожидаются инвестиции в размере 1 трлн юаней.

Этот проект можно сравнить с международной инициативой «Один пояс – один путь» (One Belt – One Road (BRI)), но c ориентиром на внутренний рынок.

Китай планирует использовать свой опыт BRI и двусторонних инвестиций в Азии, Европе и специальных проектах в России и Турции для расширения стабильных инвестиций на материке.

Это может быть отличным моментом для кооперации и взаимных инвестиций в проектах, соединяющих КНР и соседние страны с использованием средств институтов развития, таких как China Development Bank, Asia Infrastructure Investment Bank (AIIB), New Development Bank.

Подобные проекты уже реализуются в России на Дальнем Востоке, где  предприятия или инвестиционные объекты размещаются в России и ориентируются на экспорт в Китай. С одной стороны, большая часть добавленной стоимости уходит в КНР, но в то же время в РФ создаются рабочие места и развиваются регионы.

Инфраструктурные инвестиции станут основой для нового этапа технологического развития Китая, призванного обеспечить четвертую промышленную революцию и повторить предыдущий успех. Согласно исследованию компании Caixin, уже 14 провинций планируют инвестировать 827 млрд юаней в 2020 году. В основном планы сосредоточены на проектах внедрения сетей 5G, дата-центрах, станциях зарядки для электромобилей (EV), промышленном интернете, передаче сверхвысокого напряжения (UHV) и высокоскоростных железных дорогах (HSR).

Например, Китай планирует построить пять логистических центров для грузовых железнодорожных перевозок между Восточной Азией и Европой, чтобы повысить эффективность связи.

Национальная комиссия по развитию и реформам заявила, что потратит 200 миллионов юаней (28,5 млн долларов) на центры в Чжэнчжоу, Чунцине, Чэнду, Сиане и Урумчи.

В целом экономика Китая, поддерживаемая ключевыми инициативами, продолжает показывать восстановление. С конца мая юань неуклонно укреплялся, и впервые за 4 месяца преодолел отметку 7 юаней за доллар США.

Доверие инвесторов на рынке ценных бумаг продолжает расти: уже шестой торговый день подряд оборот достигает более 1,5 трлн юаней (214 млрд долларов США). Растет более чем 3400 акций, особенно в секторе сельского хозяйства и водного промысла. Худшими остаются акции авиакомпаний и туристических фирм.

13 июля Индекс Shanghai Composite Index вырос на 1,77% до 3443,29, Shenzhen Component Index вырос на 3,5% до 14149,14, а индекс цен ChiNext Price Index, который отслеживает рост предприятий, зарегистрированных в Шэньчжэне, укрепился почти на 4% до 2889,43.

Похожие записи