Электроснабжение: эффективность и  бережливость

Корреспондент портала «Мобильные телекоммуникации» побеседовал онлайн со Стивом Карлини, вице-президентом  по инновациям и ЦОДам компании Schneider Electric

Что обеспечивает устойчивость или неустойчивость ИТ-систем? О чем говорят Schneider Electric?

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что компания Schneider Electric имеет долгую историю обеспечения надежности, устойчивости и гибкости работы ИТ-систем и центров обработки данных. То есть мы обеспечиваем эффективное взаимодействие физической инфраструктуры, охлаждения ЦОДов, обмена энергией и эффективную работу всех аппаратных и программных систем в центрах обработки данных.

Как определить, какие это системы устойчивы, а какие нет? Что их характеризует?

Если говорить об устойчивых системах, то первое, что их характеризует, — это, безусловно, их экологичность, то есть возможность использования минимального количества природных ресурсов, таких как вода и электричество.

Второе — это минимальное использование любых вредных веществ и материалов. Например, недавно мы разработали и уже внедряем в эксплуатацию оборудование, которое не использует элегаз, не совсем благоприятный для окружающей среды. Соответственно, второй способ обеспечить устойчивость ИТ-систем и в том числе ЦОДов — использовать экологичные материалы.

Также от имени клиентов мы можем вести переговоры со сбытовыми и энергосбытовыми организациями об оптимизации потребления электроэнергии. Это зависит от того, как компания-клиент себя позиционирует. Насколько она готова, с одной стороны, вкладываться в какие-то альтернативные источники энергии, готова ли она покупать так называемые углеродные кредиты. И в то же время мы помогаем компаниям сбалансировать, с одной стороны, желание быть углеродно-нейтральными и устойчивыми и, с другой стороны, быть эффективными с точки зрения доходности.

Следующее — это, конечно, обеспечение энергоэффективности. Энергоэффективность достигается, во-первых, за счет современного оборудования. А во-вторых, мы используем программное обеспечение, которое анализирует работу различных систем (в том числе систем энергопотребления и охлаждения), и указывает нам на то, какое оборудование работает недостаточно эффективно; а также помогает  выстроить оптимальный профиль эксплуатации ИТ-системы или ЦОДа.

И еще у нас есть специальная программа по переработке аккумуляторов. Нужно сказать, что компания Schneider Electric уделяет огромное внимание этому вопросу. Также мы способствуем переходу от свинцово-кислотных батарей на литий-ионные батареи, что тоже считается шагом в сторону экологичности.

Как вы считаете, в самой компании Schneider Electric какие системы устойчивые? Достаточно устойчивые?

Безусловно, да. И нужно сказать, что главный исполнительный директор Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар уделяет этому огромное внимание и говорит об этом очень активно. У нас такая позиция: мы сначала всё опробуем на себе. Мы хотим, чтобы сначала мы сделали всё, как нужно, в своей компании, — и дальше могли на своем примере, на своем опыте делиться с нашими клиентами. Нужно сказать, что нашему руководителю задавало вопросы инвестиционное сообщество, ведь он зачастую ставит очень амбициозные или даже, может быть, агрессивные задачи. Например, стать полностью углеродно-нейтральной компанией к 2025 году. Но, тем не менее, он выслушал эти вопросы и ответил: «Нет, мы начинаем с себя. И дальше уже идем к нашим заказчикам с нашими решениями, опробованными на себе».

Понятно со Schneider Electric. А у ее клиентов аналогичное состояние ИТ-систем? Если да, то благодаря чему? Schneider Electric сам туда вмешивается, подсказывает, что-то делает — или просто наблюдает, насколько они соответствуют уровню, которого достигла  Schneider Electric?

Безусловно, мы не просто наблюдаем. Мы внимательно смотрим, что происходит с нашими клиентами и предлагаем наши решения. Но в целом наших клиентов можно разделить на две группы. Есть клиенты первого, второго эшелонов, есть клиенты поменьше — операторы центров обработки данных. Для каждого у нас есть свое решение. Но нужно сказать, что клиенты разного масштаба, они и находятся на разных уровнях, так скажем, зрелости с точки зрения обеспечения устойчивого развития. Если это крупнейшие мировые компании — они уже достигли очень высокого уровня обеспечения устойчивого развития. Но и для них у нас есть особое решение. Для клиентов поменьше, пожалуй, мы предоставляем еще более широкий спектр услуг, потому что им самостоятельно сложно справиться с этой задачей. А для крупных клиентов мы предлагаем какие-то специализированные решения. В целом речь идет о прицельном мониторинге при помощи программных средств. Также мы даем рекомендации, как сократить объем использования вредных газов и утилизировать аккумуляторы .

Очередной мой вопрос — об удаленной работе. О ней, кстати, я слышал, читал еще много лет тому назад, но это было для нас всё необычно. Сейчас это тренд. Она имеет свои, видимо, плюсы и минусы. На ваш взгляд, каковы они?

Во-первых, нужно сказать, что к удаленной работе (мы будем говорить сейчас о технологической стороне удаленной работы), наверное, мир на 100 % не был готов. Потому что сети просто не были подготовлены к тому, что вдруг огромное количество людей переместится из офиса в свои собственные дома и будет работать из дома. Но, тем не менее, компания Schneider Electric всячески помогала тем компаниям, тем операторам, которые обеспечивали эту так называемую «последнюю милю» — кабельные операторы, мобильные операторы — для того, чтобы оптимизировать и сделать удобнее и лучше удаленную работу для пользователей. Но в целом можно сказать, что такие технологии, как 5G или Wi-Fi 6, как раз и обеспечивают более высокое качество видеосвязи. И в целом, если продолжится такая тенденция к удаленной работе, продолжится сегодняшняя ситуация, то технологии будут развиваться более быстрыми темпами и будут обеспечивать бóльшую гибкость и более высокое качество удаленной работы.

Какие бизнес-модели в компании использовались до пандемии, какие они теперь и какими станут после пандемии на так называемом плато, то есть, когда все успокоится и наладится?

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что наш директор по информационным технологиям Элизабет Хакенсон на недавней онлайн-встрече с вашим участием как раз рассказывала о том, что произошло конкретно в нашей компании, какие потребовались усилия. Во-первых, нужно было выдать огромное количество VPN-лицензий,  чтобы люди могли удаленно подключаться к своим рабочим местам. Оказалось, что очень многие люди работали с настольными компьютерами, а их не так просто было перевезти домой. То есть у сотрудников возникла большая потребность в использовании ноутбуков, а не настольных компьютеров. В настоящее время мы проводим интервью с нашими сотрудниками, пытаясь понять, каковы их предпочтения, каковы их желания и потребности. И мы обнаружили, что очень многие люди хотели бы работать из дома. Мы даже не ожидали, что такое количество сотрудников настроено на подобную работу. Но в целом мы сейчас стремимся гибридной модели, и, я думаю, мы не одиноки в этом. Многие компании сейчас рассматривают такую возможность. Например: 2–3 дня работы в офисе и 2–3 дня работы дома. Наверное, так в ближайшее время будет выглядеть наша деятельность. Но в целом это, конечно, очень большие изменения для компании.

Мой последний вопрос о бесперебойной поставке электроэнергии. В условиях всеобщей подключенности она крайне важна. Что ее характеризует и чем она обеспечивается со стороны Schneider Electric?

Если говорить о бесперебойных источниках питания, то они работают, с одной стороны, как батареи, могут обеспечить питание на случай отключения электроэнергии; с другой стороны, они сглаживают любые скачки напряжения и, соответственно, оберегают оборудование от влияния этих скачков напряжения. Как мы отслеживаем источники бесперебойного питания? Мы, опять же, используем мониторинг при помощи программного обеспечения, которое следит за состоянием аккумуляторов и выявляет те, которые нужно будет заменить — чтобы в нужное время и в нужном месте они сработали и обеспечили нам бесперебойную подачу электроэнергии. Этот подход используется к ИБП любого размера, начиная от самых небольших до огромных, мощностью до 1,6 Мегаватт. То есть главная наша задача – это обеспечить удаленный мониторинг состояния источников бесперебойного питания, вовремя распознать состояние батареи и потребность в ее замене.

Беседовал Леонтий Букштейн

Похожие записи